«Дешево и сердито». База знаний по разработке MVP
Разработка MVP – это прогулка по минному полю. Никогда не знаешь, где разорвется. Моя задача рассказать об инструментах и фреймворках, которые значительно облегчат (и удешевят) процесс. Все, как вы любите – ссылки, схемы, личный опыт.
Я — Андрей Краснопеев, основатель «Фабрики гипотез». Мы помогаем бизнесу тестировать гипотезы, находить новые точки роста и создавать востребованные продукты.
Это база
Прежде чем приступить к основной части статьи, напомню 2 ключевых правила разработки хорошего MVP:
- ОДИН MVP проверяет ТОЛЬКО ОДНУ продуктовую гипотезу. Обещайте пользователю что-то одно и выполните это.
В свое время MVP Фабрики Гипотез были проблемные интервью. На одной простой услуге мы проверили потребность рынка.
- Экономика должна сходиться либо в моменте, либо в обозримом будущем. Если проект не зарабатывает или не экономит деньги компании уже на этапе MVP, то после “докручивания” чуда не случится.
Теория
Чтобы не перегружать текст теорией, с которой вы уже, скорее всего, хорошо знакомы, я представил всю необходимую информацию в схеме и ссылках.
Статьи, которые рассматривают разработку MVP с разных сторон:
Практика
Ну что, приступим к самому интересному? К инструментам!
Для этого нужно пройтись по базовым этапам создания MVP. И начнем с анализа. Как вы будете понимать, какой продукт нужен людям, если вы не понимаете, что происходит в сфере?
Анализ рынка. Инструмент TAM-SAM-SOM
TAM – Total Addressable Market – общий объем потенциального рынка. Данные можно найти в статистических исследованиях отрасли, исследованиях крупных агрегаторов и т.п.
SAM – Serviceable Available Market – доступный объем рынка. Все, что уже покупают у вас и ваших клиентов.
SOM – Serviceable & Obtainable Market – реально достижимый объем рынка, в соответствии с вашими планами и возможностями (результаты продаж, конверсия и т. д.).
Полезные ссылки:
- Статья «Как рассчитывать размер рынка» от SimilarWeb.
- Как рассчитывать емкость рынка для IT-продукта (формулы, графики и примеры).
- Статья с хорошим и понятным подходом к оценке рынка и его сегментов (+ выбор монетизации).
Часто бывает так, что найти цифры, достаточно сложно. Особенно, когда нет бюджета на покупку платных отчетов. Рекомендую запастись временем и ИИ, чтобы сгенерировать правильные ключевые запросы. От общего к частному.
Анализ конкурентов.
Для разработки MVP нам необходимо провести продуктовый анализ конкурентов. Он немного отличается от маркетингового и рыночного анализов.
Наша задача на данном этапе рассмотреть сам продукт или услугу, которые предлагают конкуренты. Вопросы, на которые нужно ответить:
- Особенности продуктовой линейки. Что они предлагают?
- В чем УТП? Преимущества и недостатки продукта?
- Какой клиентский опыт?
В своей работе на данном этапе мы подключаем тайного покупателя и проходим весь клиентский путь от А до Я.
Полезные ссылки:
Анализ целевой аудитории.
Вдаваться в пространные описания важности этого этапа не буду – сразу к полезнным ссылкам:
СustDev. Я уже публиковал подробный гайд, как проводить «глубинки». https://vc.ru/life/744841-nu-chto-kastdevim-ili-kak-provesti-glubinnoe-intervyu
Описание существующей проблемы, которую будет решать продукт
На этом этапе собираем всю полученную в ходе анализа информацию и выясняем, чего не хватает пользователю, или как можно улучшить текущий клиентский опыт.
Здесь поделюсь интересной статьей по работе с проблематикой:
SWOT-анализ
Проблема есть, переходим к генерации решений. В этом поможет SWOT-анализ. Ресурсов, которые разжуют вам, что это такое – куча, но вот самые понятные, на мой взгляд:
Важно понимать, что при разработке MVP мы делаем анализ продукта, а не компании целиком.
Unit-экономика
Три главные метрики юнит-экономики.
AC (User Acquisition Cost) — расходы на привлечение одного пользователя. Чтобы это рассчитать, нужно разделить траты на привлечение всех юзеров на количество полученных пользователей.
AC
= Расходы на привлечение юзеров ÷ Количество полученных пользователей
ARPС (Average Revenue per Customer) — средний доход на одного клиента. Здесь средний платеж от клиента умножаем на среднее количество платежей от одного клиента. Обычно платят один раз, но зависит от вашего приложения.
ARPС
= Средний платеж от клиента × Количество платежей от клиента
LTV (Lifetime Value) или Average Margin Per User (AMPU) — прибыль, которую приносит юзер в перспективе за всё время пользования приложением. Умножьте ARPС на процент маржинального дохода от среднего платежа и на процент конверсии в покупку. Не переживайте, сейчас всё объясню.
LTV
= ARPС × процент маржинального дохода от среднего платежа × процент конверсии в покупку
Полезные ресурсы (теория и инструменты):
Построение карты пути клиента. Действий, которые он должен совершить, чтобы воспользоваться MVP
Чуть выше я уже давал полезную ссылку по CJM для анализа клиентского опыта у конкурентов. Теперь задача составить карту пути уже НАШИХ потенциальных клиентов.
Полезные ресурсы:
Генерация гипотез
Это процесс создания серии кратких описаний, в которых мы излагаем гипотезы, которые в последствии воплотятся в видении и бизнес-модели нашего продукта. Сильно рекомендую концепцию Product Vision Board.
Вообще, на этом этапе работает правило «чем больше гипотез, тем лучше». В итоге у вас должен получиться 1 большой список, который вы в дальнейшем будете приоритизировать.
Приоритизация
Фреймворков приоритизации куча, но мои любимые – RICE и MoSCoW.
Пост о модели приоритизации RICE в моем ТГ-канале: https://t.me/hypothesis_factory/72
Как мы проектировали MVP по методу приоритизации MoSCoW: https://t.me/hypothesis_factory/101
Формирование концепта продукта, Product Market Fit (PMF) которого мы будем проверять.
После всей подготовительной работы на выходе у нас должен получиться итоговой образ MVP. Здесь можно вернуться в начало статьи и задать себе 2 главных вопроса:
- Мой MVP решает только одну продуктовую гипотезу? Не собираюсь ли я запускать все и сразу?
- Соответствует ли мой MVP моим экономическим ожиданиям?
Определение метрик успеха (куда мы идем и как поймем, что мы туда уже пришли)
Метрики зависят от типа продукта. Но это могут быть:
- Retention Rate — Коэффициент удержания клиентов
Какой процент пользователей продлевает подписку или совершает новую покупку.
- Churn Rate — Коэффициент оттока
Доля аудитории, которая прекратила пользоваться продуктом.
- Daily / Weekly / Monthly Active Users — Число уникальных посетителей за день, неделю или месяц
Показывает размер аудитории и частоту использования продукта. Посмотреть данные можно в сервисах аналитики.
- Conversion Rate — Коэффициент конверсии
Доля пользователей, совершивших целевое действие. Мало ли, кто-то не знает как считать. Например, нам нужно определить конверсию из посетителя сайта в заявку.
CR = Кол-во оставивших заявку / кол-во посетителей * 100*
- Lifetime Value — Пожизненная ценность клиента
Сколько денег приносит клиент за время пользования продуктом.
- Customer Acquisition Cost — Стоимость привлечения клиентов
Реализация
Чем проще, тем лучше. Делюсь инструментами, которые значительно упростят и удешевят процесс разработки MVP. Ниже ссылки с плюсами и минусами конкретных сервисов.
- NoCode решения для разработки сайтов. ТОП-20 конструкторов сайтов 2023 года.
- NoCode решения для разработки мобильных приложений.
- Когда хочется немного кастома. Рейтинг-исследование процессных LowCode-платформ от Сколково (доступно после формы сбора данных).
Сбор обратной связи
На этом этапе нужно собрать обратку от первых пользователей. Учитывая реакцию, подбиваем экономику и принимаем решение о масштабировании (или заморозке) проекта.
Ошибки и советы от команды Фабрики Гипотез
В заключительной части хочу поделиться советами от ребят из моей команды, которые уже собаку съели на создании и запуске MVP.
«Наша задача — запустить минимально жизнеспособный продукт, а не свои мечты.
Продукт может не зайти, функционал может нуждаться в доработке, а команда может не потянуть. Аналитика – всему голова. Никогда нельзя быть 100% уверенным в том, что ты все знаешь о своей аудитории, даже если работаешь с ней много лет».
«Минимум средств (особенно временных), максимум результата для проверки. Важно быть гибким. Порой слишком отрицательная реакция на гипотезу – это сигнал, что вы наткнулись на проблему, но зашли с другой стороны
Больше дела, меньше имитации работы!».
«Не пытайтесь сделать «звезду смерти» или «шайатан-машину», которая закроет все проблемы пользователя. Даже при наличии бюджета ваша команда вымрет, как динозавры еще до релиза. Все, что можно проверить на говне и палках, нужно проверить на говне и палках».
«Если знаете, у кого можно спросить, как сделать короче – спрашивайте. Не пренебрегайте экспертными интервью. Наша задача не сделать идеальный сервис, а закрыть конкретную проблему пользователя.
А еще помните, что экономика – всему голова!».
Вывод
Спасибо, что дочитали эту статью.
Все, что описано выше – прикладная теория и та самая база, которая поможет избежать фатальных ошибок при создании MVP. Я постарался дать вам удочку и надеюсь, вы возьмете ее на вооружение.
Жду ваши успешные (или не очень) истории, как вы запускали свои первые MVP, в коммментариях.
Есть запрос на разработку MVP или проведение продуктовых исследований? Будем рады обсудить сотрудничество. Наш сайт: https://product-growth.ru
Подписывайтесь на мой ТГ-канал. Там я пишу о тестировании гипотез, продуктовом подходе, интересных кейсах, конференциях и своей жизни:
Статья — супер. То, что было нужно, чтобы не отсматривать тонну материалов и не тратить время на поиск инфы. Огонь 🔥
Спасибо! Сохраняете в закладки и используйте как базу знаний😎
Конечно, супер. Вы же, Андрей, зарегистрировали аккаунт Ольга Ильинская чтобы самого себя хвалить.
MVP это по американски както. По русски - хуяк хуяк в продакшн
Хороший вариант русификации)
Главное чтобы в продакшн было то, что нужно пользователю, а не образ прекрасного у команды разработки
Все это правильно и замечательно. Но. На все это нужны деньги. А у нас у 99% стартаперов их нет. Поэтому есть только 2 пути. Авось выстрелит, и MVP под инвестора а не под клиента.
Что касается выжившего бизнеса, из за рыночных условий, налоговых и других законов РФ. Сейчас проще продать летящий вниз бизнес, и на эти деньги купить другой с перспективой, чем рубить продукт с нуля.
Сейчас появились совершенно меняющие рынок инструменты, на которых можно собрать MVP буквально одному и за 35 долларов в месяц (стоимость подписки) — тот же ноу-код использующий флаттер - Flutter Flo, на котором скорость кроссплатформенной разработки раз в 10 выше, чем на нативе и раз в пять выше, чем просто на флаттере. У нас такое же. Собрал один человек в перерыве между работами.