Трафик маректплейсов не изменился во время скупочной лихорадки
Во время пандемии народ бросился скупать продукты. Как это изменило бизнес онлайн магазинов и какие выводы нужно сделать.
Трафик онлайн доставки продуктов вырос в разы:
Выводы
Не смотря на то, что трафик у маркетплейсов выглядит стабильным, на самом деле его структура видоизменилась. Падение спроса на потребительские товары компенсируется новыми пользователями, которые раньше закупались оффлайн и резким спросом на продукты питания. На главных страницах БЕРУ и OZON реклама макарон и риса, а не самокатов и культиваторов.
С маркетплейсами есть проблемы: набор продуктов ограничен, цены завышены, сложность со сбором корзины, долгая доставка, огромное число мошенников, контрафакт, просрочки, отсутствие гарантий, поддержки и ответственных.
После пандемиии усугубятся проблемы для оффлайн магазинов
Что касается продуктовых сетей, то после стремительного роста после оконачания пандемии резкое падение. Люди соскучились по тактильным ощущениям и оффлайн превратился в новую ценность.
Проблема в том, что владельцы торговых сетей не считают нужным вкладываться в качество и обслуживание. ВкусВилл ютится в комнатушках, в Перекрестке ограниченный ассортимент, в Мираторг неадекватно-высокие цены, в Дикси все завалено, как в сарае, в Магните всего одна касса и т.д.
Такая техинновация, как автоматические раздвижные двери есть только в нескольких Пятерочках. Холодильники неудобные, овощи вываливаются из ящиков, кассы без экранов со списками покупок, а по любому вопросу нужно звать Тетю Клаву, даже для такой простой операции, как отмена покупки.
Перекресток, который грезил в 2020 занять рынок онлайн доставки продуктов, оказался не способен реализовать внезапно открывшиеся возможности. Цифровой сервис разрабатывается на аутсорсе, а IT-системы устарели. Амбиции на деле оказались само-PR отдельных поставленных топ-менеджеров. Компания вынуждена была ухудшить условия доставки.
Ритейл не способен обеспечить комфорт, ассортимент и качество обслуживания
Ни оффлайн, ни онлайн не готов к новым рыночным условиям и конкуренции. Топ-менеджеры из 2000х, не разбирающиеся в специфике цифрового бизнеса, примитивная логистика, устаревая IT-платформа, сбой процесов, отсутствие поддержки и т.п. По факту, все закупаются с одного и того же склада, а сами сервисы, это простенькие интерфейсы с логотипами разных компаний.
Рынку нужны новые лидеры, способные обеспечить комфорт, качество, ассортимен и приемлемые цены. Но таких претендентов в России тоже нет :-(