Ресурсное управление в проектах: как сократить пропасть между планами и реальностью

Управлять ресурсами — непросто. Как спланировать трудоемкость так, чтобы разница между плановым и фактическим показателем была минимальна? Как корректно посчитать потраченные на этап проекта ресурсы? Справиться с этими задачами поможет автоматизированная система управления проектами, в которой сотрудники отслеживают распределение ресурсов в реальном времени.

Ресурсное управление в проектах: как сократить пропасть между планами и реальностью

Чтобы проект прошел успешно, РП должен понимать, сколько трудовых, технических и материальных ресурсов уже задействовано и сколько еще доступно для резервирования. Чем больше проектов в организации, тем выше риск конфликта между командами за кадры, оборудование или финансы. На примере Directum Projects расскажу, какими возможностями должна обладать ИСУП, чтобы ресурсное управление было эффективным, а количество разногласий стремилось к нулю.

Как корректно распределить ресурсы

В Directum Projects есть 2 типа ресурсов:

Сотрудник — действующий работник с определенной трудоёмкостью и ставкой, из которых складывается стоимость использования ресурса. Если назначить сотрудника на этап проекта, система автоматически распределит его загрузку в соответствии с рабочим календарём.

Производственный — абстрактный ресурс, с помощью которого РП планирует стоимость затрат на этапы работ. Эта сущность — условно-безлимитная и не привязывается к рабочему календарю.

В справочнике с пулом ресурсов РП может распределить их загрузку по этапам. Это особенно актуально при использовании метода «набегающей волны», когда проект планируется на ближайшие этапы, а последующие элементы плана расписываются в общем виде без указания конкретных сотрудников.

<i>Справочник ресурсов</i>
Справочник ресурсов

В нужный момент РП может заменить абстрактные ресурсы на конкретных сотрудников. Производственные ресурсы в справочнике — основа для расчета общих трудозатрат. Под ними менеджер может указать внешние ресурсы: работу подрядчиков или арендованное оборудование. При этом их стоимость будет учитываться в общем бюджете проекта.

Как рассчитать стоимость ресурсов

У каждого этапа в плане есть интерфейс назначения ресурсов. Если в качестве ресурса выбрать сотрудника, система покажет доступен ли он в выбранный период. А при указании трудоемкости рассчитает плановые затраты. Полная картина бюджета проекта станет видна после распределения ресурсов по всем этапам.

<i>Карточка этапа проекта</i>
Карточка этапа проекта

На диаграмме Ганта формируется сетка распределения ресурсов относительно этапов. При изменении графика этапов автоматически корректируются назначенные ресурсы. Если ресурс уже задействован в других проектах, система выделит конфликтующие периоды, а РП сможет распределить их с учетом загруженности в других инициативах. Такой подход помогает достичь более глубокой интеграции проектных команд.

<i>Сетка распределения ресурсов на диаграмме Ганта</i>
Сетка распределения ресурсов на диаграмме Ганта

Как увидеть факт потраченных ресурсов

В системе учитывается рабочее время исполнителей (Timesheet). Сотрудник отмечает количество часов, потраченных на задачи по проекту. Далее отметку утверждает руководитель.

<i>Отметка рабочего времени по проекту</i>
Отметка рабочего времени по проекту

В карточке этапа автоматически заполняются фактические трудоемкость и затраты в соответствии с отметкой сотрудников. Это упрощает контроль за работой исполнителей. РП в режиме реального времени наблюдает за фактическим расходом запланированных ресурсов. А исполнители быстро и без проблем отчитываются по своим активностям.

Сотрудник может отмечаться как на этапы плана проекта, так и в тикетах на Agile-досках. Это ещё одно преимущество при гибридном подходе к управлению проектами.

Преимущества ресурсного планирования

При грамотном ресурсном планировании организация точнее оценивает свои возможности в проектах. Одна из метрик успешности — минимальное расхождение между предварительным планированием и реальным расходом ресурсов. Компания может проводить анализ и работу над ошибками в этом направлении, увидеть, на каком этапе и по какой причине случился разрыв.

В стратегическом масштабе появляется полная картина по загрузке подразделений. С помощью отчета «Анализ загрузки ресурсов» руководство видит занятость сотрудников в разрезе проектов, портфелей и программ, сотрудников и подразделений. Параметры отчёта можно настраивать самостоятельно.

<i>Отчет «Анализ загрузки сотрудников»</i>
Отчет «Анализ загрузки сотрудников»

Благодаря инструментам ИСУП ресурсы становятся управляемыми и контролируемыми. Повышается точность планирования, которая укрепляет успешность сложного проекта.

Константин Капошко 
Руководитель проектов развития продукта Directum Projects
11
Начать дискуссию