«Почему так сложно и так некрасиво»: 4 подводных камня при внедрении базы знаний
Если компания обращается к первой же базе знаний из поиска, скорее всего, внедрить ее гладко и с первого раза не получится. Одной функции недостает, другая работает, но с перебоями и багами. Разберемся, какие подводные камни можно обнаружить во время внедрения БЗ и как их избежать.
Всем привет! На связи команда TEAMLY, платформы для эффективной совместной работы и управления знаниями. Мы стремимся к тому, чтобы в TEAMLY был весь спектр возможностей для действительно удобной работы: от канбан-досок для управления спринтами до интеллект-карт для генерирования идей. Можно прямо сейчас протестировать платформу, чтобы оценить ее плюсы. Это бесплатно.
Компаниям может потребоваться база знаний, чтобы онбордить новичков и расширять штат. Ведь качественно провести изменения с хаотичной системой из трекеров, мессенджеров и календарей не получится: в ней тяжело разобраться с нуля.
База знаний нужна, и если расширение бизнеса лишь в перспективе. Инструмент поможет решить повседневные задачи бизнеса — систематизацию и хранение повторяющейся информации, фиксирование новой. Именно с такими целями искал сервис наш клиент Александр Нефёдов — гендир «ОптималГрупп», IT-компании по техподдержке и разработке.
Он пересмотрел десятки лендингов и перепробовал разные сервисы, но в итоге остановился на TEAMLY. Наш продукт оказался единственным, в котором есть достаточно функций и нет багов. Вместе с Александром пройдем по подводным камням этого поиска и облегчим задачу тем, кто только начал подбирать для себя БЗ.
Но сейчас — важное объявление. Близится сентябрь, а с ним и новые санкции США, которые могут затронуть IT-сектор РФ. Чтобы снизить риски блокировки данных, особенно если ваша компания использует Notion, советуем подумать о переезде на другую платформу. На эту тему будет бесплатный вебинар 22 августа.
«С чего начать?»: нет подходящих фреймворков
Если выбрать для базы знаний любой сервис, в котором можно вести заметки или редактировать файлы, то можно столкнуться с проблемой — нет готовых шаблонов.
Часто сервисы подходят для ведения личных заметок. В них много функций, чтобы каждый пользователь мог удобно настроить систему под себя. Например, выделить важное цветом, разложить данные по папкам.
Но когда у вас свой бизнес, нужно ввести четкие правила — иначе пространство БЗ вместо помощника превратится в корзину. Так маркетинговому агентству нужно как-то указать цели и отследить OKR. А IT-компании — разделить код и обычный текст.
А еще в разных сервисах можно запутаться и просто не получить удовольствие от процесса заполнения. Особенно когда кнопки интерфейса расположены не интуитивно, а сам дизайн как будто позаимствовали из Windows 95.
Миссию нашей компании я написал еще в Evernote, который вел для личных заметок. Несколько раз столкнулся с багом, когда версия приложения обновилась, а мой текст слетел. Решил, что для бизнеса это точно неподходящий вариант и перешел на Wiki.js, программу с открытым исходным кодом.
Когда уже собрал там первую БЗ со списками кандидатов по вакансиям и полезными ссылками, то понял — некоммерческий сервис будет долго развиваться, а поддержка не заинтересована в новых функциях. Все проблемы с тормозным развитием и ошибками решил TEAMLY.
Эксперт выбрал TEAMLY и настроил в нашем сервисе свою иерархическую структуру благодаря готовым шаблонам. В библиотеке есть решения для разных по размеру команд. Например, для фиксирования ценностей компании или построения технической архитектуры. Это помогает быстро решить задачу, а не думать, как всё это организовать руками.
Сейчас у Александра есть пространства для руководства и HR-отдела, отдельные страницы с целями компании на 2024 год и полезными сервисами, которыми команда пользуется постоянно.
«Как тут настроить доступ?»: нет дополнительных функций
Иногда в сервисе под базу знаний вроде бы есть все нужные функции для старта — шаблоны, списки и форматирование. Но когда начинаешь постоянно работать с БЗ, могут потребоваться дополнительные функции, которых в сервисе нет. Например, вложение можно прикрепить только как файл, а не как картинку. Или нельзя создать умную таблицу с настройкой данных.
Если сервис некоммерческий или иностранный, возможно, что важных функций в нем никогда и не будет — обращение в техподдержку может решить лишь глобальные проблемы, а не кастомизацию.
В TEAMLY я сделал пространства для сотрудников разных отделов и руководителей «ОптималГрупп» в одной базе знаний. Мы уже вовсю используем права доступа — есть разделы, которые доступны только мне и паре коллег. Есть страницы, которые новички могут только просматривать, а не редактировать — чтобы не наделали ошибок и не пришлось откатывать изменения.
Единственное, чего мне сейчас не хватает, — обозначения разных отделов. У нас в названии пространства просто стоит тег, по которому нельзя группировать разделы.
«Еще один сервис»: сложно разобраться в интерфейсе
До базы знаний сотрудники могут держать важную информацию в еще одной вкладке браузера, где-то рядом с CRM, менеджером паролей и всплывающими уведомлениями из телеграм-чатов. Поэтому кажется, что уж разобраться в простом сервисе будет несложно.
На практике люди не всегда интуитивно понимают, где и какие кнопки нужно нажимать, чтобы добавить заметку на платформу или применить шаблон. А еще не у всех есть время в рабочем графике, чтобы освоить сервис. Поэтому компании не перерабатывают и дополняют материалы, а банально бросают БЗ.
Наши разработчики учли, что база знаний должна не затруднять, а упрощать работу. Поэтому в TEAMLY есть Академия — базовый видеокурс и пошаговые текстовые руководства. Найти их можно на вкладке «Ресурсы» вверху страницы.
Еще мы регулярно проводим полезные вебинары. Один из ближайших — для тех, кто использует Notion. Эксперт Бэлла Чупашова расскажет о рисках, альтернативных российских сервисах и о миграции без потерь.
Кроме того, у нас работает техподдержка. Сотрудники в сервисе как рыба в воде — могут быстро решить проблему или подсказать, как настроить всё под себя. Например, есть такая фишка: TEAMLY можно связать с телеграм-ботом, чтобы сотрудники не пропускали обновления и тикеты в личных сообщениях.
«Как-то сложно»: нет мотивации к ведению базы
Частая проблема, с которой новички в организации базы знаний сталкиваются уже после выбора, — сотрудники не хотят сами вести и дополнять ее. Обычно у них просто нет времени и желания: всё кажется сложным и излишне подробным.
Чтобы предотвратить эту проблему еще до старта, можно сразу посмотреть на будущую базу знаний глазами читателя, а не создателя. Так получится уйти от систематизации к упрощению.
Я сразу разрешил своим сотрудникам заполнять базу знаний в свободной форме. Сейчас у нас есть только иерархия от общих вопросов к частным, но внутри все отделы придерживаются своего шаблона.
Еще я предложил вести в аккаунте и корпоративные задачи, и личные дела. В TEAMLY можно создать приватное пространство, которое коллеги не увидят. Такой способ самоорганизации, причем бесплатный для сотрудников, у нас теперь как бонус к соцпакету.
У разработчиков TEAMLY тоже есть чувство юмора, поэтому в нашем сервисе можно создать обучение по работе с базой знаний и добавить тесты для самопроверки.
Понимаем, что несмотря на позитивный опыт других компаний, первые шаги в базе знаний могут быть непростыми. Для начала предлагаем заглянуть к нам в Академию — прочитать 5 советов и гайд по мотивации сотрудников. Когда будете уверены, что БЗ нужна, попробуйте сразу TEAMLY.
А вы пользуетесь базой знаний? Рассказывайте о своей кастомизации в комментариях.
проблема мотивации, на мой взгляд, актуальнее всего. С одного канбана на другой перейти даже нелегко
поддерживаю. На словах все прогрессивные, а на деле старое милее обычно
Карина, вы правы. Внедрение нового сервиса — целый проект, в один день не делается
котики подсластили горькую правду жизни
Настя, скорее, эти котики валидируют эмоции:)
Можете сказать, на каком из ваших тарифов сидит Оптимал групп?
Смотрите: для того, чтобы каждый сотрудник мог вести свой приватный раздел, у него должны быть права редактора, а редактор в вашем прайсе стоит денег ) Таким образом, они отказались от читателей вовсе?
Ноа, спасибо за интерес к теме! Такие подробности без разрешения «Оптималгрупп» не разглашаем. А ответ на ваш второй вопрос наверняка будет в подробном кейсе, он сейчас в разработке