Продали в розницу ножей на полмиллиона, теперь хотим на WB

Торговать на маркетплейсах в одиночку можно так: выбрать нишевый высокомаржинальный товар, вложить в его продвижение полвагона денег и не спать пару месяцев, самостоятельно оформляя карточки, наполняя их рич-контентом, инфографикой и прочими SEO-текстами. Однако с командой делать это гораздо эффективнее.

Продали в розницу ножей на полмиллиона, теперь хотим на WB

Привет! В эфире TEAMLY, мы делаем платформу для совместной работы и стремимся прозрачно организовать внутренние процессы. Сегодня расскажем про то, как небольшой семейный бизнес может успешно работать на маркетплейсе, и чем поможет наша платформа. Для этого наш копирайтер смоделировал довольно необычный пример. Имена и история компании — вымышленные, совпадения — случайны.

Героя истории мы назвали Лев, бизнесмен из Нефтекумска, Ставропольского края. Для своих — просто Лёва.

Зачем селлеру команда?

Короткий ответ — потому что в одно лицо он не вывезет.

А вот более длинный. Оставим торгово-закупочный бизнес и представим, что семейное предприятие выводит на маркетплейс свою продукцию. Тут дело найдётся каждому: мало изготовить и подготовить к отправке продукт. Надо наладить учёт продаж, оформить карточки на каждый артикул, делать рич-контент, надо… Много всего надо.

Пчак — что это за зверь и зачем он на WB?

Странное слово «пчак» или «пичок» — это просто «нож». Слово присутствует во всех тюркских языках, произносится чуть по-разному. В России пчаком принято называть узбекские ножи с характерной формой клинка. Их куют и собирают вручную множество мастеров и подмастерьев по всему Узбекистану. Ножи разных мастеров из разных городов могут здорово отличаться, но у всех есть характерные для пчаков традиционные детали.

В зависимости от материалов и объёма работ, цена ножа в розницу составляет от 1500 до 8000 рублей. Делать дороже можно, но у пчака репутация обычного хозяйственного ножа, что-то более дорогое покупают только коллекционеры. И не на WB.

Типичные пчаки на ВБ 
Типичные пчаки на ВБ 

Семейное предприятие из российского Нефтекумска специализируется на производстве традиционных узбекских ножей (пчаков). Компанию основал мастер Акром, который приехал на Ставрополье молодым ещё человеком, добывал здесь нефть, помогал строить город. В годы перестройки вспомнил об отцовском мастерстве, открыл кузницу и стал продавать пчаки туристам на Кавминводах.

Семейный бизнес

Команда компании включает:

  • Акром (основатель, руководитель)
  • Федор (старший сын Акрома, управляющий производством)
  • Дарья (жена Али, контент-менеджер)
  • Лев (младший сын Акрома, логист и менеджер WB, лицо семьи на маркетплейсе)
  • Внуки — три помощника (но иногда и три занозы в неудобном месте, дети всё же)

Акром — уже аксакал, «белобородый». Руководит делом в целом, не лезет в операционку и выступает в роли модератора на производственных совещаниях. Производством в кузнице и закупками в Узбекистане фактически руководит Фёдор.

Вся торговля — в руках его родного брата Льва, директора компании.

Отдельно остановимся на узбекских контрагентах. Это два «усто» — так называют мастеров. Талантливые кузнецы, производство у них отдельное друг от друга, у каждого своя мастерская и свои ученики. Пчаки от самого усто стоят в среднем вдвое дороже ножей учеников. Оба они — дальние родственники семьи.

Почему усто работают с компанией из России? Потому что им так выгодно — лучше за то время, что они занимались бы сбытом, сделать ещё ножей на продажу.

Почему наши герои занимаются этим бизнесом? Потому что все мужчины — Акром, Фёдор, Лев — тоже мастера. Начинали продавать ножи своего производства, потом ушли в бизнес, а ножи стали заказывать в Узбекистане. Фёдор до сих пор куёт клинки и «одевает» их — делает рукояти, а двое его сыновей шьют ножны из толстого дерматина.

Управление производством

На Фёдоре — производство собственных и приёмка партий ножей для Лёвы от других усто. Чтобы не запутаться, Фёдор ведёт учёт в таблице на платформе TEAMLY. Идею когда-то подсказала супруга, и оказалось, что совсем не зря.

У него своя система маркировки партий, обозначения ножей. Например: 24—10 Чирчик Премиум (Имомали). Это небольшие (клинок 10—13, реже до 15 см) пчаки, которые используют как овощные или детские ножи — тонкий и довольно узкий клинок, небольшая изящная рукоять. Премиум — это клинок из дамаска и ножны из натуральной кожи. На рукояти либо кость, либо рог. Имя в скобках — это усто, мастер, который делает партию. А 24—10 — год и месяц.У стандартных ножей ножны из толстого дерматина, клинок из нержавейки. У сегмента эконом клинок из углеродистой стали, обычно ШХ-15 и ножны из тонкого, чёрного и блестящего дерматина. Рукояти стандарт и эконом одинаковы — недорогое дерево, оргстекло.

Продали в розницу ножей на полмиллиона, теперь хотим на WB

Фёдору удобно отслеживать партии на канбане. Изменился статус, Фёдор передвинул карточку. Когда партия точно уехала на маркетплейс, Фёдор просто перемещает карточку в графу «Завершено» и она исчезает волшебным образом.

Для того, чтобы сделать такую магию, Фёдор добавил в таблицу столбец «Архив» с типом «Флажок». А в канбан — фильтр, чтобы показывались только те карточки, у которых флажок «Архив» не установлен.

Продали в розницу ножей на полмиллиона, теперь хотим на WB

А чтобы флажок ставился автоматом, Фёдор сделал правило автоматизации: менять значение поля «Архив» на значение «активный», если карточку переместили в соответствующий столбец — то есть, если поле Готовность изменилось на «Завершено».

Продали в розницу ножей на полмиллиона, теперь хотим на WB

Зачем это нужно? Чтобы отгруженные партии не растягивали канбан, не отвлекали. Но чтобы к ним можно было вернуться в любой момент.

На карточках есть количество ножей в партии. Оно может изменяться – Фёдор осматривает каждый нож. И, если качество не устраивает, договаривается с мастером о продаже с дисконтом в 50—70% Таким образом, партия нормальных пчаков может похудеть на 1—2 единицы к отгрузке.

Все нормальные ножи в партии оплачиваются мастеру одинаково. И, как правило, продаются за одну цену на Вайлдберриз. Ножи своего производства Фёдор учитывает точно так же, как и «чужие».

Управление логистикой и продажами

У Льва — главного по доставкам и работе с МП — табличек побольше, чем у Фёдора. Он работает, в принципе, с теми же партиями ножей. Его карточки:

  • 3 больших — эконом, стандарт и премиум;
  • 3 чирчика — эконом, стандарт и премиум;
  • 1 корда (это немного другой нож, внешне непохожий на пчак) с разными рукоятями.
Продали в розницу ножей на полмиллиона, теперь хотим на WB

Как получилось, что у Фёдора может быть по две сущности на каждую категорию, а у Лёвы — одна? Ответ прост: Льва не волнует ни мастер, ни материал, записи в канбане отличаются только категорией товара (точнее — его стоимостью). Количество партий у Льва соответствует количеству карточек на маркетплейсе.

Ещё один вопрос: у Фёдора в производстве «Больших эконом» 65 штук, а у Лёвы на доставке только 30 — как так? Дело в том, что у Фёдора только одна партия из двух уже ушла в отгрузку или хотя бы принята. Её и отразил у себя Лёва.

Льву понравился канбан Фёдора и он сделал себе такое представление — благо, делать там почти нечего.

Чтобы не запутаться, Лев у себя в таблице делает связи.

Продали в розницу ножей на полмиллиона, теперь хотим на WB

Чтобы отобразить данные из столбца «Заголовок» одной таблицы в другой, в этой «другой» нужно добавить столбец типа «Связи» и привязать к нему таблицу-источник.

Контент

Карточка на маркетплейсе сама собой в топ не выйдет, её нужно продвигать всеми доступными средствами. За контент отвечает Дарья, первая и единственная жена Льва.

На ней:

  • Фото пчаков. Ножи в одной партии довольно сильно отличаются друг от друга, так как делаются вручную. Покупателя об этом предупреждают на карточке товара. Можно прислать фото реальных ножей покупателю, но вот выбрать он не сможет, так работает логистика маркетплейса. Фото — дополнительная гарантия того, что нож на склад ВБ ушёл в товарном виде.
  • Рич-контент — что-то типа рекламы товара на карточке: видео, фото в работе и т.д.
  • Оформление карточек: тексты с SEO-ключами, фото.
  • Инфографика для оформления карточек как отдельная задача.
  • Рекламные кампании.

Даша, в том числе, следит за акциями, вовремя выдёргивая карточки из невыгодных и оставляя в выгодных.

Контент-менеджер тоже управляет своими задачами в Умных таблицах. Их у Даши несколько.

Во-первых, она добавила своё свойство в таблицу Лёвы.

Продали в розницу ножей на полмиллиона, теперь хотим на WB

Теперь её муж видит, сфотографирована ли партия. До этого были случаи, когда ножи уезжали на склад без фото.

Во-вторых, Дарья сделала себе трекер задач.

Продали в розницу ножей на полмиллиона, теперь хотим на WB

Забавно, что она предусмотрела два состояния в работе, ставя, таким образом, контрольные точки. При желании можно детализировать ход работ ещё мельче.

Семейная компания уверенными шагами движется к своей цели: продать за месяц ножей на полмиллиона рублей на WB. Для этого у них есть всё: слаженная команда, поставленные процессы и TEAMLY как расширение тяжёлой основной АИС, на которую уже завязана бухгалтерия и управленческий учёт.

Больше интересных кейсов, методик применения и новостей функционала — в нашем канале.

1414
11
18 комментариев

Прикольна формулировка "в работе 90%" — это типа: "ща ща, ща всё сделаю, ща"

4

Легендарная финка НКВД?

3

ваще другой, вы че

1

Очень смешно, ржали всей маршруткой

Восточный базар в стиле киберпанк )

3

В детстве был на спортивных сборах в Узбекистане и привет от туда такой пчак. До сих пор лежит. Страшное оружие))

2

Пчак - это хозбыт, не пугай людей, пожалуйста )))

1