Ни за что не покупайте ИИ-ботов: развод на 250к

Сейчас на рынке ренессанс чат-ботов с искусственным интеллектом. Смотрю на это со стороны — и вспоминаю себя года полтора назад: как я всадил 250к клиента на ИИ-бота и потерял все.

Привет! Я Макс Жур — консультант по продажам и персональный ассистент сервиса автоматизации продаж Solo. Самостоятельно прошел путь от торговли вейпами до ведущей позиции в международном стартапе. И не мог не наделать ошибок по пути.

Полтора года назад одним из моих основных клиентов была онлайн-школа из сегмента «красота и здоровье»: они обучали девушек делать маникюр, педикюр, брови, ресницы и, конечно, продавать свои услуги. Женщина, руководившая школой, сама тоже вела клиентов.

Я выстраивал им систему продаж «без раздутого штата» — на огромное количество менеджеров у маленькой школы просто не было свободных денег.

И в один момент руководитель школы поняла, что у нее накапливается неплохая база специалистов: грубо говоря, она может арендовать кабинет побольше и запустить небольшой салон вместо частной практики.

Мы с ней все посчитали, прикинули по привлечению трафика и поняли, что для экономии и качества обслуживания на этапе записи продажи надо автоматизировать: наша модель предусматривала максимум двух менеджеров, а работать без выходных и больничных не может никто.

Да и мамочек в декрете, которые освободили время на себя только ночью и побежали оставлять заявку, оказалось достаточно много: и если старые клиенты будут ждать ее ответа хоть год, то новые уйдут к более «скоростным».

Нам нужен был инструмент, который поговорит «по душам» с потенциальным клиентом, узнает у него все детали запроса и забронирует под него время.

На тот момент такие инструменты использовал, в основном, бигтех — с огромными бюджетами, системами, сайтами. И то, их так называемые виртуальные помощники допускали много ошибок — я постоянно требовал оператора, после первого же ответа.

Своих ИИ-ботов они могли создавать и поддерживать сами, с помощью раздутого штата специалистов, своих разработок и за несколько миллионов рублей.

Наш же бюджет был сильно ограничен: мы готовы были вложить на старте около 200к — на создание и первый месяц.

Именно эту сумму мой клиент могла окупить с помощью своей частной практики и онлайн-школы, пока салон «встает на рельсы». Мы обсудили риски, и я принялся за работу — поиск подходящего решения.

Если вы разбираетесь в теме, вы знаете: сервисов для онлайн-бронирования на рынке достаточно много. Проблема была именно в том, что мы хотели «разговаривающий» умный сервис, чтобы он мог «дожать» не до конца уверенного клиента: ответить ему на вопросы, помочь с подбором удобного времени и дизайна, довести его до брони и, совсем идеально, напомнить об этом бронировании.

Впоследствии такое решение мы могли бы раскатать и на нашу онлайн-школу: ИИ-бот мог бы помогать пользователем с выбором курса, его бронированием и оплатой. Сподвигал бы к покупке, как настоящий менеджер по продажам.

Может, даже техническую поддержку бы оказывал. Возможности искусственного интеллекта это позволяют.

К моему удивлению, предложений на рынке оказалось не так много.

В основном, все использовали искусственный интеллект и ChatGPT для помощи в основной деятельности (например, для написания текстов), а боты на его базе были рассчитаны на B2C-сегмент — поиграть с картинками, позадавать вопросы.

Не было ботов даже с базовой интеграцией с условным AmoCRM, про другие CRM-системы вообще молчу.

Поэтому взять готовое решение и просто внедрить его ожидаемо не получилось.

Я этого ожидал, поэтому в наш бюджет была заложена разработка подобного бота под наши нужды. Тем более, как мне показали все эти B2C-проекты, тот же ChatGPT с «разговорными» задачами вполне справлялся.

Дальше, в процессе поиска, я отсеивал крупные компании, которые оценивали разработку бота под меня даже в условном телеграме в 1.5-2 миллиона минимум. Очевидно, позволить этого мы себе не могли даже с учетом всех будущих выгод.

И осталось всего несколько новичков с командой из 2-3 человек, которые предоставляли разработку виртуальных ассистентов под ключ и не по заоблачной стоимости. Я отселил их по наличию отзывов, скорости работы и «четкости» дальнейших шагов для достижения целей.

Одна из компаний смогла разложить мне по полочкам этапы создания, предоставить четкие сроки и показать отзывы довольных клиентов из сегмента малого бизнеса. По их расчетам, создание такого бота будет стоить 200 000 рублей и настройка интеграций еще 50 000, однако впоследствии «абонентская плата» не будет превышать 5 000 рублей в месяц, а первые три месяца поддержки они дадут для меня в подарок.

Это было немного выше нашего бюджета, но презентация услуг настолько мне понравилась и вызывала доверие, что я убедил клиента вложиться.

Сейчас понимаю, как это было опрометчиво: мы не просто так все считали и +50к к 200 000 были для нее ощутимой суммой.

Но тогда мы быстро пожали руки, подписали стандартный договор с четким перечнем работ и приступили к работе. Сразу отмечу: на этом этапе мне стоило проследить, чтобы в договоре был так же четко прописан функционал бота, при наличии — гарантии. Не повторяйте моих ошибок.

Ребята оперативно выходили на связь, приносили отчеты, показывали, что они работают. Первый вариант бота мы получили через две недели.

С виду он выглядел хорошо: задаешь ему конкретный вопрос — получаешь конкретный ответ. Бронировать — бронирует и отправляет в Google Tab, где клиент может увидеть всех посетителей. Изначально была проблема с тем, что бот пропускал больше бронирований на одно время, чем потенциальный салон мог обслужить, но впоследствии эту проблему решили. Сказали, что если вводные поменяются, всегда можно написать им — они поправят быстро и дешево.

На том и порешили. Ребята были на связи, и мы решили запустить бота в тест на лояльных клиентах — чтобы сразу выявить все возможные проблемы.

Опять же, изначально все шло хорошо. Лояльные клиенты не вели с ботом диалогов, а переходили сразу к бронированию времени, с чем бот вполне справлялся. Поэтому я попросил протестировать бота еще и своих знакомых: «Докапывайтесь ко всему, устройте настоящий тест».

Проблемы начались, когда боту одновременно написали примерно 10 человек. Скорее всего, так просто совпало — и на сервера ChatGPT (который был в движке бота) была повышенная нагрузка. Однако бот замедлился и периодически стал выдавать ошибку.

Ребята на связь не выходили, но спустя три часа ситуация нормализовалась. На следующий день они отписали, что сбоев в работе не видят. Стоило заметить, что это звоночек, но мне не хотелось об этом думать.

Следующий сбой случился через неделю. Как пояснили ребята, возникли проблемы с передачей данных от ChatGPT, официально сервис для России недоступен, а их костыли не справляются. Пообещали восстановить все в течение недели.

Срок — ужасный. Неделя, когда сервис единственный способ записи клиентов, — это просто непозволительная роскошь. Но выбора, кроме как ждать, у нас не было.

Параллельно я разбирал результаты тестов и с каждым диалогом приходил во все большее отчаяние. Бот вообще не справлялся с квалификацией лидов, чуть что передавал информацию менеджеру (которого мы наняли для экстренных случаев и которому обещали куда меньший объем работы), просто в лоб предлагал клиенту «на негативе» записаться на услуги, в качестве которых он только что выразил сомнение.

И все это при том, что я передавал ребятам готовые скрипты!

По диалогам мне казалось, что в какой-то момент наш бот сам начнет грубить пользователям и записывать их без их согласия, просто ставя перед фактом. Было крайне стыдно.

Может, я сейчас, конечно, уже преувеличиваю, все-таки прошло больше полутора лет, и все было не так страшно.

До тех пор, пока одна из знакомых, которых я попросил помочь, не стала жаловаться на спам-звонки.

Несмотря на все мое нежелание верить в худшее, я опросил и других знакомых: каждая вторая столкнулась с ростом количества подобных звонков.

С тяжелым сердцем опросил и лояльных клиентов нашего «салона», девушек-учениц, которых мы тоже просили проверить бота, — чем мягче и быстрее была их переписка с ботом, тем чаще им поступали спам-звонки.

Клиент написала мне и спросила, что происходит. Я честно написал о своих подозрениях.

С ребятами у нас был запланирован созвон по решению проблем с передачей данных, там же решили все у них уточнить. Очевидно, они рассказали, что абсолютно не причем.

Возврат средств был не предусмотрен. Даже с учетом участившихся падений из-за данных на зарубежных серверах.

После общего созвона мы с клиентом остались в звонке. Она сказала, что так рисковать репутацией не может и не хочет, а потому лучше немного подождет и поднакопит денег, чтобы построить себе полноценный отдел продаж для школы и салона. И потом запустится.

Так как я в ее проекте занимался преимущественно автоматизацией продаж, это решение для меня означало одно: мы расходимся.

Что, в принципе, я абсолютно понимал и принимал. Всадил больше заложенного бюджета на то, что только доставило неудобства текущим клиентам и потенциально повлияло на возможную прибыль. Меня никто не обвинял, конечно, мы обсуждали риски, но мне самому по-человечески было стыдно.

Поэтому сейчас я рекомендую вам не покупать разработку ИИ-ботов без тщательного анализа. Лучше обратить внимание на сервисы полной автоматизации продаж.

Критерии добросовестных сервисов

1. Вы должны иметь возможность попробовать функционал на себе. Например, с помощью демо-модели с полным функционалом, которую готовят на бесплатной консультации для каждого потенциального клиента в Solo.

2. В договоре должен быть прописан полный функционал вашего ИИ-бота или сервиса. Отдельно обратите внимание на гарантии и дополнительные услуги, которые вам обещали, — они так же должны быть занесены в договор. В том же Solo это возврат средств, если сервис окупится меньше, чем в 4 раза, поддержка в мессенджерах, интеграция с CRM-системами, персональная поддержка и другие бонусы.

3. У сервиса должны быть публичные клиенты, к которым можно перейти — и этот сервис увидеть. Так вы заранее сможете оценить его возможности и базовый функционал. Например, Solo не скрывает, что установлен на сайте UFirst, MBA, Гидравлики Трейд.

Еще ребята из Solo меня избаловали скоростью: этот сервис настраивает все интеграции со всеми этапами согласований за 2 дня, а результат дает уже в первый час после подключения.

При этом, у сервиса есть две формы работы — на сайте и в мессенджерах. Так, например, Solo может квалифицировать и догревать лида до заявки, принимать ее на сайте и самостоятельно обрабатывать в мессенджерах. О результатах писали в кейсах для завода промышленного оборудования с консервативной аудиторией инженеров и для университета MBA в Москве.

Также у сервиса Solo полностью открытые настройки: вы можете настроить под себя буквально все. Если каких-то фич не хватает — команда разработчиков сможет захардкодить их специально под вас.

А все результаты прозрачны — вы видите их в личном кабинете: от количества заявок до истории диалога, который к заявке привел.

Что же касается безопасности, мы можем настроить передачу данных ваших клиентов без использования наших серверов: в таком случае, все персональные данные будут только у вас и у вашего клиента, мы к ним доступ иметь не будем.

Это, кстати, возможно благодаря тому, что Solo опирается на собственные обучаемые LLM-модели, а не бездумно копирует ChatGPT. И поэтому этот сервис не упадет, если все вокруг заблокируют.

Ни за что не покупайте ИИ-ботов: развод на 250к

Хотите испытать Solo у себя на сайте и привести новых лидов на том же объеме трафика?

Оставьте заявку в специальном поле на нашем сайте и я свяжусь с вами в ближайшее время: вместе подготовим персональную демо-модель Solo и вы протестируете ее, как если бы она уже стояла на вашем сайте.

Вот так вот выглядит рабочая моделька Solo. Пообщаться с ней вы можете прямо на нашем сайте

А еще вы можете проанализировать свой сайт за пару минут и получить рекомендации, как поднять конверсию вдвое, с помощью нашего телеграм-бота Solo Mini.

Малышка Solo Mini не только оценит конверсионность вашего сайта и укажет на ошибки, но и предложит 2-3 варианта решения. Возможно, они улетят в бэклог и прокачают ваш сайт уже в этом месяце.

12
11
1
26 комментариев

ИИ-боты отстой, купите ИИ-бота

5

Не, ИИ-бота не покупайте. А вот полноценный ИИ-сервис — рекомендую

А ещё остались компании которые не продают ИИ ботов?

1

Вероятно, это те компании, которые продают построение отделов продаж с оплатой за сотрудника :D

1

Вас никто не кинул. Судя по вашей истории, исполнители были адекватны и сделали всё, что от них зависело.

Проблема в завышенных ожиданиях от ИИ:
1) Завязка на сторонний сервис, да еще с санкциями.
2) Завязка на универсальный, а не заточенный под вас сервис.
3) Ожидание гарантий там, где их невозможно получить даже теоретически.

Отчасти контролировать ситуацию можно было бы только в случае своей собственной нейросети (например дообученной на базе какой-нибудь свободной). Но стоить это будет не миллион и не два миллиона, а значительно дороже. Да и в этом случае не может быть гарантий, т.к. нейросеть по определению - черный ящик. Для возможности интерпретации решений нужны другие алгоритмы (например, деревья решений), а нейросеть тогда использовать лишь для вывода результата на человеческом языке. Но уже видно, как всё усложняется и что без компромиссов не обойтись. Маленькому салончику это, очевидно, не под силу. Для малого бизнеса оптимальное недорогое решение - робот, работающий детерминированно по строгим шаблонам, без какого-либо человеческого общения и без нейросетей. Т.е. надо спуститься с небес на землю и максимально упростить требования. И не надо, чтобы робот косил под человека, лишнее это, и клиенты этого не любят.

1

Я тоже долгое время так думал, пока не устроился на работу в Соло. Здесь минимальный тариф стоит 7500 (для сайта с трафиком 10 000 пользователей или меньше), при этом у них собственная ИИ, персонализация под компанию и продающая воронка с дожимами, которую нейросеть разработала сама.

В принципе, такое решение может позволить себе и небольшой бизнес.

Можете сами протестировать, например, вот здесь:

https://sotkaonline.ru

Ожидание гарантий там, где их невозможно получить даже теоретическиНичто не уменьшает количество гарантий так, как предоплата