Кейс: как аутсорсинг остановил войну бизнеса с собственным IT-отделом и оставил хакеров с носом

Меня зовут Михаил, я руковожу компанией Alton. Сегодня расскажу историю компании, где IT-отдел вырос в отдельное «царство».

Вадим, на тот момент руководитель компании «Волконский», случайно проходил мимо нашего офиса и решил позвонить пообщаться. Интересно, что лично мы с ним увиделись только через месяц-другой после первого звонка: сначала просто списывались и созванивались, чтобы понять общую картину. Когда всё же встретились, я услышал от него типичную боль:

У меня собственная служба IT, и там очень сложные, исторически сложившиеся архитектуры «железа» и программного обеспечения. Плюс – свой отдел разработки. При этом расходы на всё это добрались чуть ли не до 20% бюджета. А потом оказалось, что реальная загрузка каждого специалиста – процентов 10–15. Причём нагрузка «рваная»: то работы нет, то вдруг все в аврале.

Вадим, ex-CEO «Волконский»

Помимо этого, в IT-отделе существовала проблема управления. По словам Вадима,

Руководитель был какой-то «империостроитель». Ему важнее было иметь свою маленькую империю, чем реальный результат. Регулярно приходилось выяснять, чем занимаются люди, и зачем они вообще нужны. Отдел IT всё время был в каком-то противостоянии с руководством. Меня это, честно, утомило.

В итоге возник вопрос, что делать дальше. Содержать «простаивающий» IT-отдел и платить высокую зарплату не хотелось, но и бросать всё на самотёк тоже было нельзя. Так мы и перешли к обсуждению аутсорсинга. Клиента привлекло, что мы предложили модель, которая выходила по бюджету в разы дешевле собственного штата — при этом без потери качества.

Вторая компания и «слабый» IT-руководитель

Позже Вадим позвал нас во вторую свою компанию — там я столкнулся с похожей проблемой, правда, его слова были ещё более красноречивы:

У меня сидят пять IT-специалистов и начальник. Все рисуют красивые отчёты о том, как они прекрасно справляются со своими задачами, но реальная эффективность стремится к нулю. Сам руководитель ещё и довольно слаб с точки зрения технических знаний — каждый проект у него занимает кучу времени из-за постоянных отговорок и затяжек. В итоге это превращается в бесконечное испытание для всего бизнеса

Мы вместе с ним разобрали архитектуру, описали, что действительно нужно компании, и занялись миграцией на более современную учётную систему.

Мне было гораздо проще общаться с Михаилом и его ребятами, чем с моим «мелким царьком», который создавал вокруг IT туман, чтобы казаться незаменимым

Постепенно Вадим решил полностью передать вопросы IT на внешнее сопровождение. Ему так было спокойнее: он видел понятную схему взаимодействия, прозрачный бюджет и никаких подковёрных игр со стороны внутреннего отдела.

Почему аутсорсинг сработал?

Если обобщить, то у многих малых и средних компаний IT не является ключевым фактором конкурентоспособности. Оно нужно, чтобы всё работало без сбоев, но при этом:

  • нет смысла держать штат ради нерегулярных или узконаправленных задач

У каждого нашего специалиста было 10–15% загрузки — и непонятной, «рваной». Зачем платить целый оклад, если большую часть времени люди сидят без дела

  • руководители IT-служб бывают «забронзовевшими» и создают вокруг себя непроницаемый барьер

Они строят свою мини-империю, а не решают вопросы. Всё время мне приходилось бороться с информационной асимметрией: я не IT-шник, а они эту сферу усложняли, будто защищая личные владения

  • проблема не решается, а время и деньги уходят

В итоге приходилось разбираться, кто чем занят, почему сроки срываются. Меня это утомляло, и это не давало бизнесу развиваться

Когда мы берёмся за проект, наша цель — снять с предпринимателя головную боль и подобрать специалистов под конкретную задачу, закрыть аврал силами собственной мобилизационной бригады, а не перегружать штат клиента, следить за безопасностью и обновлениями.

Кибератака

IT-аутсорсинг — это не только настройка серверов и баз данных, но и постоянная забота о кибербезопасности. Одна из последних ситуаций, которая произошла у Вадима, — классическая схема вымогательства, когда всё перестало работать, а из принтеров полезли листы с требованием выкупа.

Начали было переговоры, но требования оказались нереальными. Стало ясно, что нужно искать другой способ решения проблемы.

Мы экстренно помчали на помощь, роняя тапки:

  • проверили весь массив данных и сетевое оборудование,
  • нашли и устранили лазейки,
  • воспользовались ошибкой самих злоумышленников при взломе, восстановили бОльшую часть зашифрованной информации.

В итоге клиент вернул себе доступ к данным, а мы ещё раз убедились, что от кибератак никто не застрахован, но при грамотном подходе ущерб можно минимизировать.

Сейчас, когда попытки взломов и прочие кибер-риски — дело привычное, особенно важно держать свою IT-инфраструктуру в порядке. Кому-то подходит собственная служба IT, если бизнес-процессы этого требуют, но часто оказывается, что аутсорсинг:

  • снимает с владельца технические заботы
  • даёт гибкость по масштабированию (не нужно содержать людей, которые большую часть времени не загружены)
  • позволяет привлекать узких специалистов под конкретные задачи без выплаты постоянной зарплаты
  • помогает своевременно реагировать на инциденты — от поломок серверов до кибератак

Для меня главное, что бизнес может спокойно фокусироваться на своей ключевой деятельности, не превращая IT в бесконечную проблему и лишние затраты. И в этом смысле аутсорсинг действительно выручает

Если у вас есть вопросы по кибербезопасности или IT-поддержке, не стесняйтесь задавать — всегда рад помочь советом или делом. Безопасность и надёжная инфраструктура — это то, о чём лучше позаботиться заранее, чем устранять последствия уже случившихся неприятностей.

2
1
Начать дискуссию