С роботом наперегонки: как технологии меняют логистику
Логистическая отрасль в России пока слабо и недостаточно автоматизирована. Это связано как с ее консерватизмом в плане использования современных технологий, так и с недостаточно развитым рынком.
Тем не менее спрос на системы автоматизации в целом и роботизации в частности планомерно растет, как и количество стартапов, готовых разрабатывать и предлагать отраслевым клиентам новые продукты.
Поговорим о том, как оптимизировать с помощью RPA-технологий логистические цепочки, какие операции стоит роботизировать в первую очередь, с чего начинать «передачу дел» роботу и как быстро может окупиться его запуск.
Преимущества роботов
Во-первых, RPA снижает риски внезапного окончания срока действия документов и уменьшает стоимость перевозки грузов. В том числе за счет сокращения временных затрат и трудоемкости выполняемых операций.
Во-вторых, программные роботы – это недорого. Их стоимость начинается в среднем от 500 тысяч рублей в год. Грубо говоря, это годовая зарплата начинающего низкооплачиваемого специалиста. Но вложения в цифрового «сотрудника» окупятся гораздо быстрее.
В-третьих, они умеют делать тоже, что и человек, но в разы быстрее, без выходных, отпусков, больничных и ошибок. Робота можно нагрузить десятком процессов, главное – разнести их по времени. К примеру, с утра он контролирует списки транспортных единиц, в обед предоставляет информацию таможенным службам, вечером проверяет актуальность сертификатов и деклараций, а ночью формирует отчеты для менеджеров и руководителей. То есть по производительности один робот заменяет от трех до восьми человек.
А в случае появления новых задач и изменения бизнес-процессов, достаточно изменить роботу скрипт, в то время как обычным сотрудникам в подобной ситуации потребуется дополнительное обучение.
Кому нужны роботы?
- Крупным перевозчикам, компаниям-импортерам и экспортерам с большой номенклатурой. Используя RPA-технологии, они смогут автоматизировать процессы по учету товаров, машин и грузов, а также вести мониторинг их местоположения и возможных задержек в пути.
- Небольшим и средним игрокам логистического рынка. Им роботизация поможет сократить временные затраты на работу с excel-таблицами.
Чем робот может быть полезен?
В логистике можно автоматизировать самые разные процессы. Разберем самые важные и актуальные для большинства компаний.
Ведение учета транспортных средств. Программный робот автоматически выгружает из корпоративной информационной системы excel-файл с номерами машин, ищет их во внешних системах, обнаруживает причины задержек в пути следования, формирует акты по каждой фуре и выгружает также в виде exсel-файлов. Это в разы сокращает человеческие трудозатраты и ускоряет весь процесс в целом.
Подготовка и предоставление информации в таможенную службу. При больших объемах перевозок документооборот и нагрузка на специалистов возрастают кратно и лучше доверить этот процесс роботу. Он сформирует различные пакеты документов для перемещения грузов через транспортные хабы используя системы распознавания с технологией нейросетей. Подготовка и сверка проводится заранее, пока груз едет на таможню. Кроме того, действия робота легко адаптировать под изменяемые форматы тех же накладных, спецификаций, деклараций, ведомостей и т.п.
В целом, RPA может упростить переход на электронный документооборот, которому сейчас уделяется много внимания как со стороны Минтранса России, так и участников рынка.
Обновление сертификатов и деклараций. Регулярно проверяя номенклатурные базы данных, робот будет отслеживать актуальность деклараций и сертификатов, вовремя уведомлять специалистов, отвечающих за них и запускать процесс обновления. Это позволит избавиться от риска просроченных документов и задержек грузов на таможне.
Формирование отчетов. Робот поможет стандартизировать обычные отчеты и, в случае необходимости, сформировать из них кастомный документ. Обычному сотруднику на выполнение такой задачи потребуется в среднем один день, роботу – 10 минут. Помимо экономии времени компания получает расширенные возможности для бизнес-аналитики без серьезных финансовых вложений.
С чего начать?
Прежде всего, необходимо обозначить цели и провести комплексный бизнес-анализ существующих процессов.
На этом этапе рекомендую обратиться к интеграторам. Они помогут оценить можно ли алгоритмизировать выбранный процесс, какие операции он включает в себя, сколько требуется на него времени и финансов. Если выяснится, что процесс может быть короче и проще, стоить дешевле и содержать меньше рисков, то специалисты из команды интегратора сформируют сценарии для робота, настроят и запустят его в работу.
Далее нужно будет провести контрольный замер метрик. Он поможет оценить первый эффект автоматизации и в случае необходимости внести коррективы в алгоритмы.
Расценивайте RPA как первый шаг к более масштабной автоматизации. Логистическую цепочку можно и нужно автоматизировать по частям. Упрощение и роботизация даже одного элемента ускоряет работу всего процесса в целом.
А о том, как мы внедряем программных роботов в собственные процессы, рассказали тут.
Егор Говорков, менеджер по продукту компании Konica Minolta Business Solutions Russia.
Интересно, а как сами логисты оценивают такую автоматизацию? Они не против таких роботизированных программ?
Они же логисты, значит логически оценивают))))
Очень больной вопрос. Касается не только логистов, но всех сотрудников, завязанных на операционную деятельность.
Каждый человек жаждет перемен, но упорно им сопротивляется. (c)
Самое сложное, по нашей практике - убедить исполнителей на местах, что автоматизация им нужна для повышения их же эффективности, а не для того, чтобы от них избавиться.
По опыту, многое зависит от софт-скиллов (простите за англицизм) Аналитика/PM/Руководителя, которым предстоит корректно донести идею автоматизации до эксперта. По сути, продать идею сотруднику.
В ином случае следует ожидать отторжения. ¯\_(ツ)_/¯
Казалось, что логистика консервативная отрасль - но вот технологии уже и здесь
Комментарий удалён модератором
так можно сказать про любую инновацию. Жили-работали без этого и все нормально было
Отрасль, действительно, очень консервативная. Всё зависит от того, насколько прогрессивна команда логистов и насколько проведена/возможна оптимизация процессов. Очевидно, что если каждый случай в практике _уникален_, никакие роботы здесь не помогут. Им попросту нечего будет передавать.
А если компания задумывается о стандартизации процессов, о сокращении операционных затрат, о повышении эффективности своих трудовых ресурсов, обязательно найдётся зона для быстрой/локальной (RPA) или долгой/централизованной (LMS и т.п.) автоматизации.
С нашей точки зрения, склонность к автоматизации должна быть частью культурного кода любой современной компании.