Речевая аналитика — бесполезный космический корабль или локомотив эффективных улучшений?
В поезд из села Старый Добрый Мониторинг в Светлое Будущее Речевой Аналитики Сити мы садились с приличным багажом проблем: низкий AHT, почти пятая часть повторных обращений, нехватка статистики... Куда мы приехали, и на что способна речевая аналитика в руках экспертов, рассказывает Владимир Зиновьев, ведущий менеджер клиентского сервиса Teleperformance.
Собрали багаж, от которого избавились по пути
Обычно одна из задач путешествия — взять с собой всё необходимое с первого раза и доставить багаж из пункта А в пункт Б без перемен и приключений. Но наш багаж мы пересобирали именно по пути. Что в нём было изначально:
- среднее время обслуживания клиента (Average Handling Time, AHT) не устраивало ни нас, ни нашего заказчика — а идеи, что с этим делать, заканчивались;
- среди обращений 18% составляли повторные, но не было очевидно, как их исключить;
- чтобы улучшить индекс потребительской лояльности (Net Promoter Score, NPS), постоянно не хватало детальной статистики по тематикам и агрегированной прямой речи потребителей.
Сели в поезд
Само название «речевая аналитика» намекает на то, что с помощью инструмента можно изучать тот самый «голос клиента» (спойлер: и не только). Поэтому для начала мы перевели все диалоги в текст. Везёт тому, у кого есть только чаты: тогда не нужны хитроумные движки распознавания речи и долгая калибровка speech-to-text модели. Как, например, было у нас в случае с голосовыми каналами обслуживания.
Поехали!
Характерный звук, толчок — и поезд начал набирать скорость. А мы принялись настраивать стенд платформы речевой аналитики и интегрировать его с инфраструктурой контактного центра — чтобы практически в реальном (а можно и в реальном, если очень нужно) времени переводить аудио- и видеозаписи разговоров в текст, добавлять к ним чаты из мессенджеров соцсетей и консолидировать это всё в едином потоке взаимодействий с клиентом, где каждый диалог проиндексирован для поиска по запросу.
Что даёт индексация для поиска по запросу
Представим, что нам нужно найти все обращения клиентов, где их утюги начали принимать и показывать «Первый канал». Вводим в поиск запрос: «первый канал + утюг». Находим один диалог в марте позапрошлого года, в период обострений психоневрологических расстройств. Аллилуйя, гипотеза подтверждена! Сотни тысяч рублей не зря потрачены. Все участники проекта получили премию, сворачиваемся.
Шутки шутками, но именно после этого и началась настоящая магия…
Услышали обращение машиниста
Разметили маркеры для анализа «голоса клиента». Задали критерии категоризации диалогов. Захотелось видеть все диалоги, где речь про утюг — пожалуйста. Захотелось посмотреть сообщения, где клиенты благодарят бренд за это чудо техники — не проблема, несколько минут, и готово.
И это железобетонные данные, а не то, что операторы посчитали нужным отметить в системе регистрации обращений. Это тот самый кристаллизованный «голос клиента».
Наш инструмент речевой аналитики умеет строить облако тегов, которое позволяет увидеть частотность повторений тех или иных слов, произнесенных оператором или клиентом в заданный отрезок времени. И благодаря этому инструменту нашему взору предстало бескрайнее поле инсайтов. Мы увидели там специфические жалобы по технике и процессам, которые не могли заметить при стандартной прослушке разговоров. Это помогло починить NPS там, где мы даже не думали.
Встретили бдительного контролера
Настало время настроить автоматизированные мониторинговые формы, которые частично (а в перспективе и полностью) заменяют ручной контроль качества. Стопроцентный мониторинг всех разговоров создаёт эффект Большого брата в лице речевой аналитики, а осознание неминуемого наказания за ошибку, мягко говоря, дисциплинирует команду и бустит качество коммуникации с клиентами.
Дополнительно мы внедрили сценарии, по которым отслеживали, насколько чётко операторы следуют алгоритмам в случае, например, чувствительных репутационно-финансовых кейсов.
Мы установили жёсткие критерии по нежелательной лексике операторов, чтобы их речь звучала более профессионально. Из лексики агентов мы решили убрать:
всякие «как бы», «допустим» и прочих паразитов;
классические «я не знаю», «я не инженер», «я не умею»;
фразы с отсылками на опыт других людей, у которых «проблем нет» (а не то, что у тебя, дорогой клиент) или, наоборот, «часто обращаются по таким же ситуациям»;
комментарии, выражающие отношение операторов к ценовой политике;
- многое другое, что засоряло речь представителей бренда, триггерило клиентов и не приносило никому пользы.
В итоге за три месяца сократили процент операторских ответов с упоминанием нежелательных слов с 94% до 55%.
Улучшенная работа агентов привела к тому, что решение запроса клиентов с первого раза (First Call Resolution, FCR) мы подняли на 9%. Негатива в звонках со стороны клиентов стало меньше на 4%.
Ускорились
Благодаря данным из речевой аналитики мы выявили, что клиенты и операторы контактного центра тратят много времени на диагностику техники. Мы проанализировали, какие вопросы клиенты задают чаще всего, и с учётом этого внедрили решения, которые сократили длительность диагностики.
Ещё речевая аналитика подсветила тишину и флуд в разговоре. Анализ этих смысловых пустот помог сократить время обслуживания (AHT).
Получили апгрейд плацкарта до СВ
Речевая аналитика стала движущей силой изменений. Когда мы качественно структурировали «голос клиента» и диалоги, стало очевидно, что большую часть коммуникации можно проводить без участия или с меньшим участием оператора.
Часть процессов мы уже передали в селф-сервис: создали новые видеоинструкции, чтобы клиенты могли самостоятельно диагностировать неисправности, полностью переработали алгоритмы обслуживания и базу знаний агентов, запустили чат-бот. Продолжаем строить новый портал самообслуживания для потребителей и внедряем войс-бот.
Помимо того, что мы снизили количество обращений в контактный центр за счет селф-сервиса, а также сократили AHT, мы получили очевидный рост в NPS на ~7%.
Наш поезд прибыл, но путешествие не заканчивается
Объём обращений перераспределился: в чат-бот ушло 55% запросов, в войс-бот и селф-сервис уйдёт еще не менее 15%. Тем самым мы освободили время операторам, и они могут уделить больше внимания клиентам с нестандартными ситуациями. Клиенты же с распространёнными запросами получают ответ на свой запрос быстрее.
На этапе проектирования цифровой инфраструктуры (боты, порталы и вот это всё) потребовалось меньше трудозатрат на аналитику, и, следовательно, мы сэкономили клиенту как минимум 10% бюджета на внедрении карты трансформации — это стало приятным бонусом при всех остальных преимуществах нашего путешествия ;)
А кто/что анализирует весь текстовый массив из запросов и ответов?
Анализирует человек, система только распознает и структурирует
Крутейший кейс 🔥 Перекинуть 55% запросов с людей на роботов — вообще мощно
Спасибо! Да, речевая аналитика — это эффективный способ работы с "голосом клиента"
Комментарий удалён модератором
Какие выводы сделали мы и как применили их в бизнесе — как раз в тексте) Например, выявили специфические жалобы клиентов, проработали их и подняли NPS; заметили негатив в лексике оператора, проработали это, и в итоге стало меньше негатива со стороны клиентов. И мы добились не только этого)
А для других бизнесов возможны другие инсайты и выводы, следовательно, применять их надо будет иначе. Общее только то, что речевая аналитика позволяет собирать "голос клиента" и совершенствовать клиентский сервис по индивидуальному плану
Интересный пример взяли в виде поезда, занятно получилось