Кого и как продвигает поиск от Яндекса

Когда вы работаете с поисковой машиной Яндекса, вы должны понимать только одно. Все, что вы делаете - развиваете поиск и "подогреваете" людей к привычке пользоваться вашей услугой через поисковик. А поисковиком можно манипулировать.

Если бы поисковик был приличным и развивался как плаформа, как среда для конкуренции - то это было бы партнерство, сотрудничество. Но увы, это выглядит иначе.

Я решил провести небольшой эксперимент. Пока он только на нескольких тематиках, но очень легко масштабируется. Его суть элементарна. Прежде всего надо выяснить, какие сервисы есть у Яндекса.

На скрин влезли только эти, но мы отлично понимаем, что есть еще несколько.

Кого и как продвигает поиск от Яндекса

Следующее, что нам поможет - понять, какие из этих сервисов являются очевидно-коммерческими. Но тут, кажется, вполне нам поможет интуиция.

Для первого прогона я выбрал: Маркет, Услуги, Путешествия, Недвижемость. Просто от того, что я заведомо могу сказать, что в каждой из этих вертикалей, Яндекс активно использует неконкурентные методы продвижения своих сервисов.

Что ж, надо посмотреть выдачу по этой тематике. С этим вопросом я отправился к chatGPT. Изволь, говорю, составить мне запросы, дабы я не парился.

Я не проходил модных курсов по промптам и смузи, но как-то справился. Вот пример моего запроса.

Твоя задача вывести мне список из 20 фраз, которые могут обозначать намерение пользователя купить что-то для себя или для дома, например "купить [товар]", где [товар] может быть вполне iphone 14. Постарайся подбирать товары средней ценовой категории, которые могли бы быть самыми популярными на маркетплейсах в России. Используй не общие названия товаров, а конкретные

Примерно вот такой ответ мне дала языковая модель:

Кого и как продвигает поиск от Яндекса

Сойдет, главное не забыть убрать циферки. Но мне не очень трудно это сделать руками.

Теперь же про методику эксперимента.

1. Заходим по каждому запросу из каждой тематики в поисковую выдачу

2. Замеряем высоту сниппета каждого блока в выдаче

3. Если два сниппета принадлежат одному и тому же домену первого уровня - складываем их высоты и ассоциируем с данным доменом

4. Смотрим только топ-10 поисковой выдачи (это как раз два экрана - самая просматриваемая область, реклама+органика)

5. Колдунщики никак не измеряем

Этот наивный эксперимент позволит нам проверить какой игрок и сколько полезной площади занимает в выдаче Яндекса. Провожу его я только для десктопной версии (парсер мобилок еще не допилил).

Перефразирую - какого игрока чаще всего будут наблюдать пользователи поиска Яндекса в выдаче по различным тематикам.

Пише парсер. Он простой, все уже понятно как должен работать. Вот такой у него результат работы по одному запросу:

Тут мы можем видеть, что у технопарка, который находится на первой позиции выдачи (рекламной), есть расширенный сниппет.  
Тут мы можем видеть, что у технопарка, который находится на первой позиции выдачи (рекламной), есть расширенный сниппет.  
Кого и как продвигает поиск от Яндекса

Все колдунщики и странные приблуды яндекса иду в unnamed_block

Приблуда на 90 px
Приблуда на 90 px

Ну что же, давайте посмотри на то, что вышло.

Недвижимость

Кого и как продвигает поиск от Яндекса

За счет крайне частого присутствия расширенных снипеетов, Яндекс. Недвижимость - лидер видимости.

Кого и как продвигает поиск от Яндекса
В органической выдаче Циан заслуженно выше находится, но разве он приягивает столько же внимания, сколько Яндекс.Недвижимость?
В органической выдаче Циан заслуженно выше находится, но разве он приягивает столько же внимания, сколько Яндекс.Недвижимость?

Путешествия

Здесь я решил посмотреть на что-то не столь изъезженное как отели. Ведь отельная тематика стала просто теперь символом того, что с яндексом нельзя работать. Памятником наглого и дерзкого отжима рынка без какого-либо стеснения.

Посмотрим на авиабилеты.

Кого и как продвигает поиск от Яндекса

Удивительно, здесь Яндекс тоже лидер! Да, отрыв минимальный, но лидер! Как же это так получается?

Удивительно, но Яндекс.Путешествия достаточно мало выкупают контекстной рекламы по данным запросам. Почти вовсе не выкупают сейчас на десктопе, в отличии от других лидирующих игроков. Но зачем нужна контекстная реклама, когда можно показывать сразу два своих сервиса в органической выдаче? Удобно и бесплатно!

Кого и как продвигает поиск от Яндекса

Взглянем на поезда?

И вновь сервис Яндекса всех победил, звучит уже как правило!

Кого и как продвигает поиск от Яндекса

Вы знаете, я до этого не видел такого. Это - что-то новое. Если раньше Яндекс вел неконкурентную борьбу только в органике, то теперь у нас и в контексте праздник продолжается. В этом анализе - это было прямо крайне неожиданным открытием для меня.

Это просто четыре сервиса яндекса в выборке из 8 сервисов конкурирующих. Половина сервисов принадлежит монополисту. 
Это просто четыре сервиса яндекса в выборке из 8 сервисов конкурирующих. Половина сервисов принадлежит монополисту. 

Услуги

Уже не удивляет.

Кого и как продвигает поиск от Яндекса
И опять Яндекс бьет с двух рук, так сказать, сразу два своих сервиса показывает. А так точно можно?
И опять Яндекс бьет с двух рук, так сказать, сразу два своих сервиса показывает. А так точно можно?

Маркетплейсы

Ну и теперь самое сочное, то чего многие тут ждали и я решил оставить это на добивочку. Маркетплейсы.

Народ безмолвствует и это БЕЗ колдунщиков
Народ безмолвствует и это БЕЗ колдунщиков
А вообще, выдача выглядит как-то так.
А вообще, выдача выглядит как-то так.

Ну что, наш поиск самый честный и полезный, ничего не пытается нам втюхать и работает только на умных-хитрых алгоритмах?

Друзья, я подумываю, что надо бы создать тут, на vc, рубрику в которой публиковать постоянно данные о динамике захвата площади полезной в поиске разными игроками, будем смотреть как Яндекс долю отжирает? Готов рассмотреть интересные тематики для наблюдения.

Буду рад вашим лайкам, это поможет этой статье быть увиденной.

1111
10 комментариев

Автор, вы конечно заморочились ( это комплимент, если что). И вы конечно правы. Яндекс отжимает места в выдаче. С другой стороны, поиск принадлежит ему, это коммерческий продукт. И у владельца есть право использовать это для максимизации прибыли.. Разве нет? Поставьте себя на место Яндекса. Разве вы поступали бы по другому? В нашем случае, практически отсутствует конкуренция, то есть почти монополия.. в этом и есть проблема

Ответить

Яндекс тоже апеллирует аргументом. Наш продукт, коммерческий продукт. Но при ж этом сам жалуется на монополию поиска гугл в андроиде.

3
Ответить

Это классический вопрос) Поиск - рынок. На рынке должно работать антимонопольное право. Ну а дальше я не знаю как комментировать, наверное где-то что-то пошло не так. Спасибо, что прочитали!

2
Ответить

Интересная методика. Спасибо, что делитесь. Непонятно, как посчитать ваши показатели для последнего скриншота — запроса про Apple Watch. Ведь там есть необычные блоки Яндекса, куда попадают разные сайты.

1
Ответить

Да, именно поэтому в данной методике я убрал колдунщики различные. Но, как видите, даже с ними яндекс довольно ощутимо выигрывает у любого из конкурентов..
А если еще и добавить колдунщики, то становится очевидным проблема поиска

1
Ответить

Яндекс и сам хорошо продвигает свою поисковую систему

Ответить

Тут вернее сказать что государство продвигает отечественный поиск. И это правильно, если поиск остаётся поиском. Но когда поиск сам становится игроком в своем продукте - это очень странно и кажется достойным внимания контролирующих органов

1
Ответить