Нейросети, интерактивы, аналитика — что из этого нужно вашему EdTech в 2024 году, чтобы не остаться без учеников
EdTech развивается быстро, а еще быстрее растут хотелки у учеников. Если их игнорировать, будете вечно догонять другие школы: получится так, что у ваших конкурентов уже есть крутые технические фишки, а вы о них даже не задумывались. Чтобы потом не догонять чужой EdTech и не запрыгивать в вагон уходящего поезда, можно уже сейчас прочекать, какие технические фишки помогут увеличить прибыль в 2024 году. А еще модернизация обучения пригодится компаниям — чтобы снять головную боль с отдела обучения.
Привет, меня зовут Евгений, я Product Owner в компании livedigital — делаем видеосвязь для онлайн-обучения. Мы изучаем свою аудиторию и ее запросы, чтобы сделать продукт лучше. И за 2023 год я заметил несколько технических хотелок, которые стали очень популярны у онлайн-школ, репетиторов или корпоративных отделов обучения. В статье поделюсь инсайтами, как, на мой взгляд, изменится EdTech в 2024 году. Покажу интересные фишки и расскажу о технических нюансах — прикинете, получится ли внедрить такое и у себя.
Можете прочитать всю статью целиком или сразу перейти в раздел с конкретной технической фишкой →
Стабильная связь без лагов — это мастхэв
Сложно говорить о каких-то фишках, если связь работает через раз. Картинка виснет, преподаватель заикается — тут какие технические новинки ни добавляй, не поможет. Нормальная связь — это вообще бессмертный тренд. Чаще всего лагов становится много потому, что резко увеличивается количество пользователей, а серверы этого не тянут.
Особенно много проблем с курсами дополнительного образования. Повышение квалификации специалистов часто привязано к московскому времени, потому что большинству удобно заниматься по Москве. И вот в 19:00 на сервер одновременно заходят тысячи человек. Если заранее не позаботились о нормальной инфраструктуре, связь залагает. И после начала занятий ничего с этим уже не сделать.
У некоторых платформ нет технического ресурса, чтобы давать записи и аналитику сразу после занятия. Webinar.ru иногда задерживает видео до 48 часов. Вам нужно отправить запись ученикам, а вы не можете: сервис ее не дает. Это тоже важно учитывать, если не хотите потерять клиентов просто потому, что они не могут сразу после вебинара посмотреть запись.
Например, наша внутренняя статистика показывает, что пиковое время — это 20 часов по Москве. Еще большой наплыв учеников можно увидеть примерно с 10 до 12 утра по Москве
Растет тренд на интерактивные инструменты
EdTech ищет способы увеличить интерактивность — чтобы ученики не просто сидели у экранов со скучающим видом, а участвовали в занятии. В 2024 году онлайн-школы, репетиторы, отделы обучения точно будут работать над вовлечением. Самое популярное из того, на что я вижу спрос уже сейчас, — опросы, удаленный доступ и реакции.
Опросы. Часто интерактивы сводятся к следующему: спикер что-то спрашивает в чате — например, кто кем работает или где кто живет. В этот момент слушателю нужно тянуться к клавиатуре, печатать, а еще переживать, то сообщение увидят все присутствующие. В итоге в таких интерактивах участвует максимум 15% аудитории. Остальным или лень, или они стесняются. С нормальными опросами, когда человеку нужно просто тыкнуть нужный ответ, вообще всё технически непросто. Сейчас мало какая платформа может похвастаться таким функционалом. Иногда онлайн-школы вставляют полноценные опросы из внешних сервисов — но в этом случае сползает внутренняя аналитика.
У нас в livedigital опросы — это одна из основных фишек. Уже сейчас можно запускать их в чате прямо на вебинаре. Статистика собирается корректно, показатель вовлеченности достигает около 50%. То есть половина аудитории реагирует, а не спит у экрана. Конечно, есть еще технические проблемы с реализацией, но для нас такие интерактивы — первые на очереди в доработке на 2024 год.
Расшаривание экрана. Репетиторам, которые занимаются тет-а-тет, опросы не нужны. Зато в их ситуации хорошо работает расшаривание материалов. Например, когда учитель у себя открывает рабочую тетрадь, а ученик с ней взаимодействует — что-то отмечает, пишет, рисует. Реализуется это по принципу удаленного рабочего стола: по сути, репетитор на время передает управление ученику. У нас такой функционал тоже есть, и мы планируем его совершенствовать в 2024 году.
Лайки и дизлайки. Еще ученикам прикольно, когда можно отправить реакцию. Например, спикер спрашивает: «Все поняли материал?» Половина ставит дизлайк, значит, нужно повторить. Реакции превращают монолог почти в диалог — участие второй стороны тоже учитывается. У нас для такого есть кнопки и счетчики: преподаватель задает вопрос, собирает реакции, смотрит результаты и потом может сбросить счетчик. И задавать бесконечное количество вопросов за урок.
Геймификация тоже в тренде, в том числе и для взрослых
Геймификация — это ожидаемый тренд 2024 года. Сейчас вообще все стараются подавать сложный материал в игровой форме. Например, ученик выполняет задания и зарабатывает бонусные очки, открывает достижения, заполняет шкалу прогресса, участвует в рейтинге. И это интересно не только детям — взрослые тоже активнее учатся, если есть элементы геймификации.
Что, скорее всего, будет в тренде в 2024 году:
Персонажи с развитием. У ученика появляется персонаж, которому он добавляет индивидуальности. Это и прокачка, и какая-то визуализация вроде изменения внешности.
- Игровые уровни. Здесь так же, как и с персонажами, — людям интересно видеть прогресс, открывать новые локации и задания.
Система баллов и вознаграждения. У ученика есть шкала, на которой виден его прогресс. Здесь важно не давать награды просто так, чтобы поддерживать интерес и мотивацию у человека.
- Сюжетные линии. Обучение — это не просто череда заданий, а целая история. По мере выполнения домашек раскрывается сюжет.
Соревнования и рейтинги. Задания, за которые можно получить дополнительные награды и стать в итоге лучшим. По идее, рейтинговые таблицы должны мотивировать, включая соревновательный эффект.
- Маскоты-помощники. Просто как яркая визуализация подсказок.
Растет спрос на совместную работу над проектами
Казалось бы, сейчас все хотят учиться персонально — с индивидуальными занятиями, отдельной программой. Но мы заметили, что в 2023 году начал усиливаться противоположный тренд — командная работа над проектами. Когда учеников прямо на вебинаре делят на группы и отправляют решать какую-то задачу. Это интересно и круто прокачивает навык командной работы. Скорее всего, в 2024 году спрос на такое будет только расти.
Как это реализовано у нас. Мы сделали сессионные залы — это такие онлайн-комнаты, по которым можно раскидать всех людей на занятии. Или рандомно, или выборочно. У преподавателя есть простой интерфейс — несколько кнопок. Например, на уроке 100 человек, нажимаете кнопку и рандомно разбиваете всех на 10 групп — каждой даете какой-то свой мини-проект. Люди расходятся по сессионным залам, а потом возвращаются в общую комнату и презентуют свою работу.
Нейросетка залетает в онлайн-образование
Нейросети-ассистенты за 2023 год стали популярнее — некоторые компании их уже внедряют в рабочие чаты. EdTech тут тоже в стороне не остался, и отдельные платформы начали тестировать ИИ-помощников. Им пока доверяют в основном «черную» работу — например, сделать транскрибацию или саммари вебинара. Но я уверен, что в 2024 году нейросетки в EdTech станут очень популярными. Просто потому, что это очень удобно.
Мы сейчас тоже активно работаем над искусственным интеллектом. В 2024 году планируем запустить несколько функций.
Автоматические опросы. Хотим сделать кнопку, чтобы преподаватель мог за пару секунд генерировать небольшие проверочные тесты. Ну, вот представьте: урок прошел, лектор нажал кнопку и через пару секунд прямо в чате перед каждым слушателем появился проверочный тест — нейросетка подберет вопросы на основе только что прослушанного материала.
Продвинутая транскрибация. Как работает эта опция сейчас у многих: ИИ просто делает огромное полотно текста, в котором сложно что-то найти. Как хотим сделать мы: транскрибация с микроразметкой. Нейросеть структурирует весь текст и разбивает его на небольшие разделы или главы. Если слушателю нужно найти кусочек, он пишет вопрос, и его перекидывает на нужный фрагмент текста или видео. Получается структурированная база знаний — не нужно читать всё. У нас уже сейчас часть клиентов спрашивает о таком функционале, и он станет более востребован в следующем году — это реально экономит очень много времени, когда ученики вот так работают с записями прошедших занятий.
Эта функция будет круто работать в корпоративном обучении. У сотрудников часто нет времени смотреть двухчасовой вебинар или читать транскрибацию к нему. Специалисту нужно быстро выполнить задачу. Человек задает вопрос, нейросеть отправляет ему нужный кусочек видео или текста — и сотрудник действует по алгоритму. Задача от начальника выполнена, а сотрудник вместо двух часов потратил 20 минут.
Всё чаще люди сидят на уроках со смартфонов
Это тоже не новый тренд, но постоянно растущий. Людям удобно заниматься с мобильных устройств, а не с ноутбуков или стационарников. Причем если речь идет о взрослых — это чаще всего смартфоны. А если о детях — планшеты. Если ваш EdTech не адаптирован к мобильным устройствам, потеряете часть слушателей в 2024 году.
Главная проблема тут в том, что не все сервисы открываются прямо в браузере. Например, Zoom предлагает скачать отдельное приложение. Кто будет его качать перед вебинаром? Это дополнительный барьер. К нам иногда переходят клиенты из MTS Link и жалуются, что сервис отключил браузерную версию. Приходится просить слушателей устанавливать приложения — а это неудобно, некоторые отказываются. У нас можно участвовать в вебинарах, встречах, конференциях и через приложение, и через обычный Хром.
Примерно вот так выглядит браузерная версия урока в livedigital: можно заниматься с камерой или без, ставить реакции, писать в чат
Другой момент, к которому мы сейчас тоже пока еще только подступаемся, — адаптация самих презентаций под мобильные. Часто ведь спикеры вообще не задумываются, как у них презентация выглядит на небольшом экране. Она в итоге просто нечитаемая из-за мелкого шрифта, микрокартинок и иконок. Мы ищем способы сделать этот экспириенс комфортным — но это вообще отдельная тема.
Всем нужна продвинутая аналитика — не только посещаемость
У EdTech сейчас разные запросы на аналитику — в зависимости от бизнес-задач. Но к нам всё чаще приходят клиенты, которым нужна нормальная статистика. Сейчас уже никто не хочет тратить деньги на курсы, окупаемость которых сложно посчитать. В 2024 году эта тенденция, скорее всего, усилится.
Какая аналитика сейчас чаще всего нужна EdTech, если исходить из того, что мы видим у себя: информация об участниках, данные о вовлеченности и аналитика в реальном времени.
Статистика по участникам. Это самая базовая аналитика: сколько человек просидел на вебинаре, когда пришел и ушел. Еще можно добавить сюда ответы из опросов — например, чтобы получить информацию о том, кем работают люди, из каких они городов, какое у них образование.
Информация по вовлеченности. Например, в нише инфобиза хорошо заходит опция анализа аудитории прямо во время вебинара. Спикер видит, кто из слушателей досидел до продающей части и ставил реакции. Потом эти люди собираются в базу, и с ними уже ведется дополнительная работа — прогрев, чтобы что-то допродать. Если есть интеграция с CRM, то эту информацию можно посмотреть прямо там: кто дослушал, кто был активным, кто оставил контакты.
Аналитика в реальном времени. У нас это реализовано в виде наглядных графиков о поведении аудитории во время вебинара — опция называется «Пульс». На них видно, насколько активно люди слушали: сервис анализирует активные окна и реакции. Можно найти моменты, когда люди задремали, например потому что пришел скучный спикер. Это помогает дорабатывать материалы, лучше взаимодействовать с аудиторией.
Компаниям всё чаще требуется нормальная интеграция
Интеграции с внутренними Learning Management System — это вообще боль для больших компаний и онлайн-школ. Представьте, если на вебинар пришла 1000 человек и по каждому нужна минимальная информация и аналитика: кто это, в каком отделе работает, насколько активно вел себя на занятии. Если интеграции с LMS нет, всё придется делать вручную — для тысячи строк. А если сотрудник сегодня зашел только под именем, а завтра — под фамилией, всё вообще превращается в ад для отдела обучения.
Нюанс еще в том, что раньше многие компании сидели на Zoom и Teams. И, соответственно, делали с этими сервисами интеграции. Сейчас платформами компании не пользуются из-за юридических нюансов, а во многих LMS — ограниченное количество интеграций. И в таком случае компания не может перебирать разные платформы — нужно уже что-то нормально установить и настроить.
На дворе XXI век, всё, по идее, уже оцифровано. Но нет — в корпоративном обучении до сих пор технологии старой школы. Без преувеличения, где-то эйчары в бумажном или электронном журнале вручную отмечают посещаемость.
Работа по старинке — это реальная ситуация у одного из наших клиентов, сети Optik. Они с нами уже полгода работают, и всё это время — без интеграции с LMS. Только в 2023 году мы смогли донести мысль о том, что пора бы уже сделать интеграцию — это столько боли снимет и качество обучения повысит. Они объединили наш сервис со своей LMS, и им реально стало проще с аналитикой.
Без нормальной интеграции могут не работать все крутые технические фишки — просто потому, что IT-архитектура их не тянет. Например, невозможно добавить опросы или аналитику. Кто-то делает кастомные LMS, например ребята из Geekrains. Да, это обходится дороже, чем покупка коробочного решения, но работать с кастомной системой проще.
Если у компании есть интеграция с LMS, то информация из сервиса livedigital автоматически попадает в гугл-таблицы. А потом на основе данных можно строить графики и диаграммы для отчетов
Чек-лист: всё, что в 2024 году поможет отстроиться от конкурентов
Итак, еще раз коротко о технологических фишках, которые пригодятся в 2024 году:
Стабильная связь без лагов — мастхэв, без нее бесполезно внедрять что-то технически сложное.
Интерактивные инструменты — чтобы слушатели не скучали и не спали на занятиях.
- Геймификация — поможет сделать процесс обучения интересным, превратит сложное в игру.
- Совместная работа над проектами — потому что людям интересно работать в команде.
Нейросеть-ассистент — вместо полотна текста сделает структурированную базу знаний, поможет с опросами, проведет тест.
- Адаптация под мобильные — это тоже мастхэв, потому что всё чаще ученики сидят с мобильных.
- Продвинутая аналитика — чтобы проверить, кто досидел до конца, кому продавать, насколько интересный материал и спикеры.
- Интеграция с LMS — поможет снять головную боль с отдела корпоративного обучения.
Если вы из EdTech, делитесь мнениями: что, на ваш взгляд, точно зайдет в 2024 году? Возможно, уже что-то внедрили у себя и увидели первые результаты?
А если пока думаете, как прокачать свое онлайн-обучение, чтобы потом не догонять конкурентов, заходите на сайт livedigital. У нас есть технические фишки и для частных репетиторов, и для онлайн-школ, и для корпоративного обучения.