Блогосфера под контролем Роскомнадзора: изменения с 1 ноября

Блогосфера под контролем Роскомнадзора: изменения с 1 ноября
Петрова Дарья
Руководитель практики "ИТ и персональные данные"

Поправки в законодательные акты, которые введены Законом от 08.08.2024 № 303-ФЗ, ввели обязанность блогеров с аудиторией более 10 тысяч пользователей вносить данные о себе в Роскомнадзор. На страницах блогеров в соцсетях должна также появиться пометка о том, что пользователь деанонимизирован (раскрыл данные о себе). Закон вступил в силу 1 ноября 2024 года.

Какие обязанности появятся у владельцев страниц в соцсетях?

Обязательным условием для возникновения обязанностей у блогера является постоянная аудитория не меньше 10 тысяч пользователей. Владельцу такой персональной страницы в соцсети придет уведомление от Роскомнадзора с требованием о предоставлении сведений для идентификации.

Ключевые обязанности блогеров с 01.11.2024:

  1. Предоставить идентифицирующую информацию о себе в контролирующий орган (Роскомнадзор). Состав сведений и порядок их предоставления должен быть установлен Правительством РФ.

  2. Разместить на персональной странице указание на то, что страница включена в Перечень персональных страниц Роскомназдора (предполагается, что это будет в виде графически выделенного сообщения в виде буквы «А» и знака «плюс», а также ссылки на запись в Перечне). Проект Правил о размещении информации на странице уже подготовлен, но пока не принят.

  3. Следить за тем, чтобы распространение информации на странице не нарушало требования закона (например, информация экстремистского характера).
  4. Не репостить информацию со страниц других блогеров, которые не исполнили обязанность по раскрытию данных о себе в Роскомнадзор.

По состоянию на март 2024 года в реестр социальных сетей Роскомнадзора, в частности, включены следующие площадки:

1. ВКонтакте; 2. Одноклассники; 3. Telegram; 4. LiveJournal; 5. Пикабу; 6. Дзен; 7. RuTube; 8. YouTube; 9. Likee; 10. Twitter; 11. TikTok; 12. Pinterest; 13. Twitch; 14. Discord 15. Yappy.

Полагаем, что требования будут распространяться, в первую очередь, на их пользователей.

Какие санкции за неисполнение?

С 1 января 2025 года вступает в силу ряд ограничений для владельцев страниц, которые не включились в Перечень персональных страниц Роскомназдора (если у них есть такая обязанность):

  1. Запрет рекламы – нельзя будет размещать рекламу на таких страницах. По нашему мнению, нарушение запрета может повлечь штраф на всех лиц в рекламной цепочке по п.1 ст. 14.3 КоАП РФ (для организаций штраф составляет от 100 до 500 тыс. руб.)
  2. Запрет размещать инфо о «донатах» - блогеры будут не вправе размещать предложение о финансировании своей деятельности и способах его осуществления.
  3. Запрет на репост – со страницы без идентификации всем остальным пользователям соц сети нельзя будет репостить контент.
  4. Блокировка – владельцы соцсетей по требованию Роскомнадзора должны будут ограничить доступ к таким страницам до выполнения блогерами обязанности по предоставлению сведений в контролирующий орган.

Как это коснется бизнеса?

По смыслу закона требование касается и страниц, которые ведут представители бизнеса. Рекомендуем планировать свою активность в соцсетях с учетом нововведений:

  • проверить содержание на соответствие требованиям законодательства;

  • подготовиться к предоставлению сведений в Роскомнадзор.

Если компания размещает рекламу у блогеров с большой аудиторией – рекомендуем воздержаться от такого размещения до включения страницы блогера в Перечень персональных страниц Роскомнадзора.

Считаем, что, с одной стороны, эти поправки призваны повысить доверие к блогерскому контенту, так как ответственность за публикуемую информацию будет мотивировать блогеров проверять факты. С другой стороны, такие ограничения могут привести к определенной самоцензуре блогеров, а бюрократические процедуры регистрации - стать барьером для начинающих.

Будем держать вас в курсе нововведений и разъяснений Роскомнадзора. Готовы ответить на ваши вопросы в комментариях, по телефону или в личном сообщении.

Контакты для связи:

Петрова Дарья

+7 (812) 603-45-25 (доб.334)

E-mail: cpo2@pravorf.ru

ТГ-аккаунт: @DariaPetrova_CPO

Много интересного контента по правовым вопросам в сфере IT, рекламы, персональных данных, мы публикуем:

6
2
1
6 комментариев