Блогосфера под контролем Роскомнадзора: изменения с 1 ноября
Поправки в законодательные акты, которые введены Законом от 08.08.2024 № 303-ФЗ, ввели обязанность блогеров с аудиторией более 10 тысяч пользователей вносить данные о себе в Роскомнадзор. На страницах блогеров в соцсетях должна также появиться пометка о том, что пользователь деанонимизирован (раскрыл данные о себе). Закон вступил в силу 1 ноября 2024 года.
Какие обязанности появятся у владельцев страниц в соцсетях?
Обязательным условием для возникновения обязанностей у блогера является постоянная аудитория не меньше 10 тысяч пользователей. Владельцу такой персональной страницы в соцсети придет уведомление от Роскомнадзора с требованием о предоставлении сведений для идентификации.
Ключевые обязанности блогеров с 01.11.2024:
Предоставить идентифицирующую информацию о себе в контролирующий орган (Роскомнадзор). Состав сведений и порядок их предоставления должен быть установлен Правительством РФ.
Разместить на персональной странице указание на то, что страница включена в Перечень персональных страниц Роскомназдора (предполагается, что это будет в виде графически выделенного сообщения в виде буквы «А» и знака «плюс», а также ссылки на запись в Перечне). Проект Правил о размещении информации на странице уже подготовлен, но пока не принят.
- Следить за тем, чтобы распространение информации на странице не нарушало требования закона (например, информация экстремистского характера).
- Не репостить информацию со страниц других блогеров, которые не исполнили обязанность по раскрытию данных о себе в Роскомнадзор.
По состоянию на март 2024 года в реестр социальных сетей Роскомнадзора, в частности, включены следующие площадки:
1. ВКонтакте; 2. Одноклассники; 3. Telegram; 4. LiveJournal; 5. Пикабу; 6. Дзен; 7. RuTube; 8. YouTube; 9. Likee; 10. Twitter; 11. TikTok; 12. Pinterest; 13. Twitch; 14. Discord 15. Yappy.
Полагаем, что требования будут распространяться, в первую очередь, на их пользователей.
Какие санкции за неисполнение?
С 1 января 2025 года вступает в силу ряд ограничений для владельцев страниц, которые не включились в Перечень персональных страниц Роскомназдора (если у них есть такая обязанность):
- Запрет рекламы – нельзя будет размещать рекламу на таких страницах. По нашему мнению, нарушение запрета может повлечь штраф на всех лиц в рекламной цепочке по п.1 ст. 14.3 КоАП РФ (для организаций штраф составляет от 100 до 500 тыс. руб.)
- Запрет размещать инфо о «донатах» - блогеры будут не вправе размещать предложение о финансировании своей деятельности и способах его осуществления.
- Запрет на репост – со страницы без идентификации всем остальным пользователям соц сети нельзя будет репостить контент.
- Блокировка – владельцы соцсетей по требованию Роскомнадзора должны будут ограничить доступ к таким страницам до выполнения блогерами обязанности по предоставлению сведений в контролирующий орган.
Как это коснется бизнеса?
По смыслу закона требование касается и страниц, которые ведут представители бизнеса. Рекомендуем планировать свою активность в соцсетях с учетом нововведений:
проверить содержание на соответствие требованиям законодательства;
подготовиться к предоставлению сведений в Роскомнадзор.
Если компания размещает рекламу у блогеров с большой аудиторией – рекомендуем воздержаться от такого размещения до включения страницы блогера в Перечень персональных страниц Роскомнадзора.
Считаем, что, с одной стороны, эти поправки призваны повысить доверие к блогерскому контенту, так как ответственность за публикуемую информацию будет мотивировать блогеров проверять факты. С другой стороны, такие ограничения могут привести к определенной самоцензуре блогеров, а бюрократические процедуры регистрации - стать барьером для начинающих.
Будем держать вас в курсе нововведений и разъяснений Роскомнадзора. Готовы ответить на ваши вопросы в комментариях, по телефону или в личном сообщении.
Контакты для связи:
Петрова Дарья
+7 (812) 603-45-25 (доб.334)
E-mail: cpo2@pravorf.ru
ТГ-аккаунт: @DariaPetrova_CPO
Много интересного контента по правовым вопросам в сфере IT, рекламы, персональных данных, мы публикуем: