Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2023

Brand Analytics представляет данные традиционного ежегодного исследования активной аудитории (авторов) социальных сетей в России за октябрь 2023 года. Внимание исследования сосредоточено на активной (пишущей) аудитории, поскольку мы изучаем социальные сети как средство публичной коммуникации и их влияние на формирование общественного мнения.

Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2023

В исследование представлены суммарные данные по активной аудитории в социальных медиа России, которые включают социальные сети, блоги, форумы, геосервисы, отзовики, маркетплейсы, публичные каналы мессенджеров, комментарии к новостным статьям.

Отдельно выделены данные по соцсетям: ВКонтакте, Одноклассники, Дзен, Rutube, Instagram**, Facebook**, Youtube, X (Twitter), TikTok. Данные включают объем аудитории, возраст и пол авторов.

Данные по Telegram, приведены не по России (география «Россия»), а для русскоязычных социальных медиа, так как у сообщений на данной платформе нет информации о географии сообщений. Данные по Дзен и Rutube также измерены изначально для русскоязычных соцмедиа, но оценка приближена к оценке для географии «Россия».

Сравнить с результатами исследования за 2022 год, когда в соцмедиа России произошли серьезные изменения из-за блокировок зарубежных соцсетей можно здесь. А скачать свежее исследование за осень 2023 года в формате презентации можно по ссылке.

Объём активной аудитории и публикуемого контента в соцмедиа России

Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2023

В октябре 2023 года число активных авторов в социальных медиа в России составило 64,6 млн. Авторы написали 1,55 млрд публичных сообщений – постов, репостов и комментариев.

По сравнению с осенью (октябрем) 2022 года наблюдается незначительный рост суммарных показателей активной аудитории социальных медиа России – и по сообщениям (+3,2%) и по авторам (+3,7%). Важно отметить, что, несмотря на рекордный рост объема сообщений в предыдущем 2022 году (+36%), отскока в 2023 году не наблюдается – пользователи сохранили высокий уровень активности. Число же активных авторов восстанавливается после снижения на 6% в 2022 году.

Традиционно фиксируем ретроспективу с 2020 года. Пандемийный 2020 год стал годом бурного роста авторов (+30%) – пользователи сели на удаленку и пошли в онлайн. 2021 год стал «паузой в динамике» на фоне продолжения пандемии. 2022 – год резкого роста контента (+36%) в качестве реакции соцмедиа на общественно-политические события. 2023 год – год сохранения высокой активности авторов и постепенного восстановления авторской базы после блокировок зарубежных соцсетей.

Общее число авторов (64,6 млн) и общее число сообщений (1,55 млрд) не являются суммой показателей, представленных на инфографике с данными по соцсетям. Это данные по всем социальным медиа, включающим соцсети, мессенджеры, форумы, блоги, маркетплейсы, геосервисы, отзовики, UGC-площадки и т. д. При этом общее количество авторов учитывает присутствие одних и тех же пользователей на различных площадках. А общее количество сообщений учитывает объём публикаций на источниках соцмедиа, данные по которым не выделены отдельно в данном исследовании.

ВКонтакте остается лидером среди социальных платформ в России и по числу активных авторов, и по объему создаваемого ими контента. Одноклассники традиционно сохраняют вторую позицию по объему контента, хоть и уступают ВКонтакте по этому показателю почти в 6 раз. Заблокированный Instagram** в 2023 году перестал терять российскую аудиторию и сохраняет за собой «призовые» места – вторая позиция по активным авторам и третья по числу сообщений. Немонетизируемый YouTube по-прежнему третий по авторам и четвертый по контенту. Отметим, что Дзен опережает X (Twitter) по обоим показателям исследования.

Изменение числа активных авторов и объема публикуемого контента в соцмедиа России в 2023 году в сравнении с 2022 и 2021 годом

Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2023

На графиках динамики в дополнение к данным по авторам и контенту в соцсетях в России представлены данные по русскоязычному Telegram без привязки к географии – в данных этой платформы нет информации о географии сообщений. Инфографика позволяет провести условное сравнение всех представленных социальных платформ. По Дзену и Rutube представлены данные только за октябрь и март 2023 года.

Если смотреть на годовую динамику по отношению к октябрю 2022 года, то число авторов выросло только у Telegram (+33%) и Youtube (+18%). При этом у Telegram снижаются темпы роста. А Youtube вырос впервые с 2021 года.

Интересны и полугодовые более оперативные тренды – сравнение с мартом 2023 года. Можно отметить Instagram**, у которого обозначился переломный тренд – число авторов перестало снижаться – в заблокированную соцсеть стали возвращаться авторы. На горизонте в полгода наблюдается рост и авторов TikTok.

Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2023

По объему контента положительная годовая динамика у Telegram (+31%), YouTube (+22%) и у Instagram** (+4%). Переломный тренд по году у ВКонтакте – месячный объем контента в соцсети снизился (-12%).

Тренды в развитии социальных медиа в России

В 2023 году сохраняется выросшая за 2022 год активность авторов

В 2022 году (пандемия) наблюдался резкий рост авторов (+30%). В 2021 году было затишье. В 2022 году – резкий рост активности авторов в создании контента (+36% объема сообщений), как ответная реакция на общественно-политическую повестку. В 2023 году выросшая в предыдущий год активность авторов в создании контента сохраняется – число ежемесячных сообщений в соцмедиа выросло на 3,2%. Число активных авторов в соцмедиа продолжает восстанавливаться (+3,7%) после снижения в 2022 году на 6%.

Получайте свежие исследования, рейтинги и лайфхаки аналитики. Подпишитесь на рассылку Brand Analytics, чтобы быть в курсе трендов!

Платформы-лидеры и переломные тренды

В России лидирующей и по авторам, и по контенту платформой остается ВКонтакте. Запрещенный Instagram** прочно занимает вторую позицию по авторам и третью по объему контента, уступая серебро Одноклассникам.

В русскоязычном медиаполе ВКонтакте остается лидером по авторам. Лидер по объему контента – Telegram. Напомним, что в Telegram более 40% контента – это бот-активность.

Год к году уверенный рост и по авторам, и по контенту продемонстрировал Telegram (+30% по обоим показателям) и Youtube (+18% по авторам и +22% по контенту). Telegram стабильно растет с октября 2021 года. У Youtube в 2023 году переломный тренд – платформа выросла по показателям впервые с 2021 года. Переломный тренд наблюдается и у Instagram** – рост контента по году +4%, рост числа авторов с весны 2023 года – 6%.

Высокая доля присутствия авторов на площадках с отзывами

Доля авторов на площадках с отзывами (геосервисы, маркетплейсы, отзовики) составила в октябре 2023 года 8% от всех авторов соцмедиа. Это пятое место в общей структуре соцмедиа России после ВКонтакте, Instagram**, Telegram и Youtube. Площадки с отзывами – новая точка роста социальных медиа в России.

Состав данных исследования

Brand Analytics собирает и индексирует все публичные сообщения социальных сетей на русском, татарском, украинском, казахском и некоторых других языках, а также данные их авторов. В рамках данного исследования были проанализированы более 2,6 млрд сообщений в соцмедиа за октябрь 2022 года.

Для выделения данных по стране по каждой соцсети учтен процент гео-определения: количество сообщений, у которых имеются данные по географии, поделены на процент сообщений с геоданными. Аналогично для авторов.

Для определения географии: взяты данные из профилей авторов, геометок сообщений, а также текстов сообщений. Геословари для всех соцсетей уникализированы и расширены всеми вариантами написания топонимов, в том числе «пользовательскими».

Для определения пола: взяты данные из профилей авторов и дополнены данными по полу, полученными с помощью лингвистического анализа имени и фамилии автора.

Для определения возраста: взяты данные из профилей авторов.

Основные термины исследования

  • Автор — пользователь, написавший хотя бы 1 публичное сообщение за месяц.
  • Сообщение — любой открытый (публичный) пост — в статусе, на стене, в группах, комментариях, истории в Instagram и ВКонтакте от авторов с аудиторией более 10 тыс и др. Сообщения в личной переписке или в режиме «только для друзей» не учитываются.

Полные результаты исследования и данные о ВКонтакте, Instagram**, YouTube, Facebook**? TikTok, X (ex. Twitter) и Telegram вы узнаете из статьи на сайте Brand Analytics.

** Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.

Узнайте, что о вас говорят в соцмедиа! Запросите демодоступ к системе Brand Analytics.

22
Начать дискуссию