Александра Дорофеева: "Консалтинг в онлайн-образовании -- мое призвание".
Интервью с известным экспертом рынка, стратегом и исследователем онлайн-образования. Актуальные тренды рынка онлайн-образования. Стоит ли открывать онлайн-школу сейчас и что для этого нужно.
В рамках серии интервью с представителями онлайн-образования мы задали вопросы Александре Дорофеевой, предпринимателю, бизнес-стратегу и основательнице консалтингового центра MyProduce.
Александра уже 9 лет работает в этой сфере и лично помогла масштабировать более 450 компаний. Кроме этого, в 2019 году она с командой провела первое в России исследование рынка онлайн-образования, и продолжает исследовать рынок до сих пор.
Нам было интересно узнать, как развивается рынок онлайн-образования, какие перспективы у него есть и в чем секрет высокой продуктивности Александры.
Чем вас привлекает сфера онлайн-образования?
Образование меня привлекает тем, что от него зависит менталитет, мышление общества и развитие нашей страны. Оно всегда было, есть и будет. Работа в этой сфере позволяет мне взаимодействовать с организациями разного уровня из разных ниш. И меня очень сильно вдохновляет идея, что я влияю на такую важную область, которая связана с внутренним развитием каждого человека.
Почему вы выбрали роль консультанта и стратега?
Как показывает практика, масштабировать любой бизнес можно только благодаря стратегическому подходу. Хаотичные действия только усугубляют ситуацию и смещают фокус предпринимателя на операционку. Но чтобы создать стратегию, важно уметь видеть картину рынка целиком, и у меня это хорошо получается.
По образованию я экономист, и мне всегда была интересна макроэкономика. Благодаря этому я умею замечать тенденции рынка и находить выход из кризисных ситуаций для компаний в процессе роста.
Так было не всегда, и навык формировался с годами опыта. На протяжении своей карьеры я пробовала разные роли в онлайн-образовании: от проджекта и HR до маркетолога, продюсера и инвестора. Я многое делала сама, разбиралась в сути процессов, поэтому хорошо знаю рынок. Из всех ролей, в которых я была, лучше всего у меня получается роль стратега и консультанта. Консалтинг в онлайн-образовании — мое призвание.
Какие у вас сильные качества, как у консультанта?
Мое сильнейшее качество, которое я транслирую — это индивидуальный подход к каждому клиенту и создание персонализированных стратегий с учетом особенностей бизнеса.
Не существует компаний, где одинаково хорошо работают шаблонные стратегии. Я давно на рынке онлайн-образования, и получаю подтверждение этому каждый день. У каждой компании будет своя уникальная связка, благодаря которой она сможет расти и масштабироваться.
Поэтому я выстраиваю стратегии исходя из запросов и желаний собственника. С точки зрения роста бизнеса, с точки зрения развития, с точки зрения продукта, с точки зрения качества оказания услуг для клиентов.
Результатом является выстроенная внутренняя система в бизнесе, долгосрочная стратегия и качественная работа с командой, где каждый сотрудник заинтересован в результате компании и несет ответственность за свой участок работы. Благодаря этому бизнес станет сильным и конкурентоспособным.
Консалтинг в онлайн-образовании -- мое призвание.
Какой дадите совет основателям онлайн-школ, которые хотят растить и масштабировать свои проекты?
Никогда не копируйте конкурентов. Изучайте лучшие практики на рынке и адаптируйте их под свой проект. В процессе может оказаться, что ваша компания не готова к кардинальным изменениям и гипотеза не сработает. Поэтому ваша задача — выработать свою систему достижения результатов. Такой путь максимально быстро позволит достигнуть роста и масштабирования.
Я знаю много предпринимателей, которые попали в ловушку постоянного тестирования чужих гипотез. И вместо того, чтобы усиливать то, что уже работает, они постоянно рушат и выстраивают новые процессы. Копирование без понимания, как это работает в другом проекте, отнимает годы времени и много ресурсов команды. Подумайте, готовы ли вы к этому?
Каких принципов вы придерживаетесь в работе с клиентами?
- Честность перед собой и клиентом. Я помогаю собственнику избавиться от розовых очков, стать честным по отношению к себе и начать проявлять себя в проекте. Потому что бизнес — это отражение собственника.
- Поиск наиболее короткого пути в достижении цели.
- Ставка на команду. В любом проекте важно выстраивать коммуникацию так, чтобы быть со своими людьми заодно, а не бороться с сопротивлением.
- Оцифровка показателей внутри бизнеса. Цифры помогают отразить текущее состояние бизнеса и позволяют прогнозировать результат.
- Улучшение не только маркетинга, но и продукта. Хороший продукт продает сам себя. Плохой продукт — это отсутствие вовлеченности в результат клиента и непонимание потребностей клиента в процессе обучения. В долгосрочной перспективе плохой продукт никогда не сделает онлайн-проект успешным.
Насколько просто сейчас создать онлайн-школу и быстро вырасти в этом бизнесе?
С каждым годом становится сложнее создать бизнес в онлайн-образовании. Так как вместе с ростом отрасли растет и конкуренция, и стоимость входа в нишу. Еще пять лет назад можно было зайти с бюджетом в 200 тысяч рублей и получить результаты, создать какой-то большой масштабируемый бизнес. Сейчас это невозможно, так как на результаты сильно влияют:
— скорость тестирования гипотез,
— скорость работы команды,
— скорость создания и качество продукта,
— скорость внутренних процессов бизнеса.
И для многих это становится непреодолимым препятствием, потому что на рынке нет культуры создания и управления онлайн-бизнесом. Никто этому не учит и не вовлекает в это.
Что нужно для создания онлайн-школы с нуля, на ваш взгляд?
В первую очередь, нужно научиться выжимать максимум из текущих ресурсов в виде денег, команды и своих собственных сил. Важно выстраивать процессы из той точки, в которой вы находитесь:
— процессы обучения,
— процесс набора клиентов,
— коммуникацию с текущей базой,
— внешнюю коммуникацию через SMM и маркетинг,
— внутреннюю коммуникацию с клиентом во время обучения для того, чтобы он получил результат, за которым пришел к вам.
Совмещение всех этих факторов в первую очередь дает результат. И, конечно, подсчет аналитики. То есть чем больше вы оцифровываете каждый показатель и каждый шаг, тем больше у вас понимания, как достигнуть желаемого результата. Это является неотъемлемой частью для того, чтобы бизнес смог вырасти и стать успешным.
Важно не забывать про умение работать с командой с точки зрения оценки человека, его опыта и результата, который он может привнести в проект. Также стоит научиться спрашивать результат со своей команды. Эти навыки я помогаю освоить собственникам и их командам, и это дает результат.
Какие ошибки допускают создатели онлайн-школ чаще всего?
Раздувают штат сотрудников и тратят на ФОТ большую часть прибыли; верят, что это приведет к росту и масштабированию. Создают десятки новых продуктов вместо того, чтобы продавать флагман, дающий максимальную прибыль. Постоянно тестируют новые гипотезы в поисках «волшебной воронки» и не масштабируют то, что уже хорошо получается и приносит деньги.
Что отличает ваш подход к масштабированию онлайн-школ, от других в отрасли?
Во-первых, это объективность при построении работы с компаниями. В 2019 году я запустила исследование рынка онлайн-образования, целью которого является изучение актуальных проблем собственников, с которыми они ежедневно сталкиваются, и поиск работающих способов для роста и развития онлайн-школ. Я продолжаю исследовать рынок. Например в 2023 году мы с партнерами проводили "Белое исследование".
Во-вторых, это огромная насмотренность. За 9 лет в онлайн-образовании я лично работала с 450+ компаниями, погружалась в бизнес-процессы каждой и помогала их отстраивать.
Мой предпринимательский опыт, насмотренность и постоянное исследование рынка легли в основу программы для масштабирования онлайн-школ. Причем мы помогаем выстроить внутренние процессы так, чтобы рост получался благодаря эффективной работе команды, а не из-за дополнительной нагрузки собственника.
Что изменилось в последние несколько лет на рынке онлайн-образования?
Онлайн-школам становится все сложнее расти. Высокая конкуренция и постоянное удорожание трафика приводят к тому, что проектам приходится искать новые способы привлечения и удержания аудитории. Например, коллаборации для обмена аудиторией и создание клубов с ежемесячной подпиской.
Что вы думаете о будущем онлайн-образования и потенциале для дальнейшего масштабирования?
Будут также развиваться профессии и заработок, только с уклоном не на обучение, а на практику. Практические задания, разборы, точечные шаги и действия которые надо сделать здесь и сейчас. Людям нужен будет кто-то, кто не общими словами будет говорить, что нужно делать, но и давать микро-задания на маленьких дистанциях. Пример такого обучения посмотрите на Яндекс практикум: курс «критическое мышление».
Тренд на работу с контент-маркетингом. Будет развиваться все, что связано с созданием вкусного и интересного контента. Создание рилз, упаковка, влияние на потребителя.
Размажется понимание между обучением для бизнеса или для себя. Такие продукты каждый должен будет сам проходить и внедрять либо в бизнесе, либо в своей работе в найме. Делегировать такое обучение уже не получится!.
Тренд на психологию и хобби. Был большой бум в течение многих лет на профессии, получение новых навыков и заработок. Люди устали. Эта усталость будет только копиться, поэтому всякие шоу, живые встречи, смешанное обучение, расстановки, познание себя и расширение мышления будет очень даже в тренде в течение многих лет.
Какие из самых больших тенденций вы видите в развитии рынка образования?
Рынок разделится на три части:
Первая часть — дешевые недорогие продукты со стоимостью до 5000 рублей. Маркетплейсы, информация, скиллы, таблицы, шаблоны, базовые знания — все будет в этой ценовой категории продуктовой корзины.
Вторая часть — курсы от 50 000 до 80 000 рублей. Получение профессии за пару месяцев, тема заработка, тема узких ниш и специфических навыков, повышение квалификации, детское обучение, языковые курсы и т.д. Этот диапазон цен вписывается в одобрение по рассрочкам от банков, а также относится к массовым продуктам с огромным сформированным спросом.
Третья часть — дорогие продукты от 100 000₽ с максимальной вовлеченностью экспертов и обратной связью. Примерами таких продуктов является наставничество, дорогие полугодовые продукты, личные индивидуальные продукты с экспертами.
Продуктовая корзина внутри каждой онлайн-школы будет нацелена на повторные продажи и индивидуальный путь развития.
Ваши клиенты — кто они?
Собственники онлайн-школ, эксперты, инфлюенсеры с выручкой от 1 000 000₽ и небольшой командой. Предприниматели, которые переходят из офлайна в онлайн. Продюсеры и наставники. Крупные проекты в нише онлайн-образования с оборотом от 15-20 миллионов рублей ежемесячно. EdTech-компании и сервисы любых размеров.
Есть ли сейчас возможность поработать с вами?
Да, конечно. Если вы хотите стать частью сообщества предпринимателей и владельцев бизнеса, начать работу со своим мышлением и первыми узнавать тренды рынка — присоединяйтесь к моему клубу «Место Роста». Если хотите масштабироваться и сделать рывок по росту прибыли за 3 месяца, тогда вам подойдет программа по масштабированию онлайн-школ «Точка Роста».
Искренне желаю всем успеха в своих онлайн-проектах. Открыта к предложениям о сотрудничестве, и выступлениям на мероприятиях.