Маркетинг будущего с точки зрения авторов 6 сезона «Черного зеркала»

К сериалу «Черное зеркало» привыкли относиться как к предсказателю того, что нас ждет в самое ближайшее время в сфере высоких технологий. Годы показали, что во многом авторы не ошиблись, поэтому и от нового сезона надеялись получить новую порцию пока что фантастических, но все-таки пророчеств. Спустя почти 10 дней с момента выхода (15 июня) многие не скрывают разочарования, а интернет наполнен рейтингами самых худших эпизодов сезона и тому подобными высказываниями. Не знаю, как там в остальных направлениях, но рискнем предположить, что маркетологам тут есть на что обратить внимание.

Фото создано Midjourney версии 5.1 для stratagem.pro
Фото создано Midjourney версии 5.1 для stratagem.pro

Винтаж эмоционально «привязывает»

Звезды появляются в платьях прошлых эпох, интерес к старым вещам растет, блошиные рынки никуда не уходят, а в сериалах достаточно вспомнить атмосферу «Почему женщины убивают», чтобы признать: стиль прошлого не отпускает. В «Черном зеркале» мы попадем и в 1969 в эпизоде «За морем», и в 1979 («Демон 79»), и в 2006 («Мэйзи Дэй»), который хоть и рядом, но после всех событий последних лет кажется другим веком. Авторы сериала констатируют: нам нравится атмосфера прошлого, мы до сих пор слушаем ту музыку и окружаем себя теми предметами. И не зря Кейт Миддлтон приходит в жакете из студенческих лет, Риана – в пальто из середины 90-х, а Амаль Клуни – аж из середины 60-х.

Мы же можем вспомнить черно-белые ролики ФСК или незамысловатые истории «Самолета» о том, что раньше было лучше, и подумать над тем, как атмосфера прошлого без технологий и гаджетов привлекает современных потребителей.

Персонализация может задеть что-то очень личное

Сегодня много говорится о персонализированном подходе в рекламе, а чем может обернуться такое внимание к каждому, его внутреннему миру и семейным корням мы видим сразу в двух эпизодах – «Джоан ужасна» и «Лох-Генри». Хотели внимания к своей персоне, мечтали раскрыть громкое преступление из прошлого, получите все неожиданные побочные явления. Маркетинговые инструменты изучат все ваши привычки, составят карту каждого клиента, однако не стоит исключать того, что в эту карту попадет информация, которую клиент или не знает, или тщательно скрывает. Это не предсказание, это пока что предупреждение…

Сообщение должно быть отвратительным

Как объясняется выбор названия в эпизоде «Джоан ужасна» (хотя, так в русском переводе теряется часть смысла, который может передать вариант «Джона хуже всех») ? «Мы пробовали создавать, в том числе, более жизнеутверждающий контент, но он не находил никакого отклика у фокус-групп. Зато, когда мы делаем акцент на каких-то отрицательных человеческих чертах: на нерешительности, эгоизме, малодушии – это дает толчок их внутренним страхам и приводит их в ужас. Они, слово загипнотизированные, не могут оторвать глаз от экрана – это и есть вовлечение». Все это звучит как призыв к действию, как отличный сценарий будущей маркетинговой кампании. Усугубляется эта мысль в эпизоде «Мэйзи Дэй». Пропускаем стремление всех заглядывать в замочные скважины и желание большинства узнать что-то о жизни звезд, убираем жажду заработать на «жареном» и не обращаем внимание на шакальи выходки папарацци, и получаем историю о том, как нет ничего лучше кадра, запечатлевшего самоубийство звезды.

Многие еще помнят, какой скандал был вокруг фотографий принцессы Дианы, сделанных в первые минуты после смертельной аварии…

Простота пугает внезапно

Есть в сериале и новый взгляд на привычные аватары, которые в виде андроидов действуют на Земле, пока их хозяева обитают на космической станции в эпизоде «За морем». Нет, здесь не будет бунта машин, а просто реализуется древнейший сценарий, где есть любовь, сострадание, соперничество, месть. Многие, кстати, уже называют эту историю самой лучшей в шестом сезоне. И это еще один неожиданный поворот от авторов «Черного зеркала»: мы привыкли предсказывать проблемы от машин, однако совсем забыли, что люди вокруг своими поступками могут вызвать куда большие трагедии. Теперь проблема уже в обычном поведении обычного человека, который вдруг проявляет средневековую жестокость, что мы видим из сводок новостей и на простоту и обыденность чего надо учитывать в своих стратегиях. А пока есть время перечитать греческие трагедии или что-нибудь из Шекспира, чтобы припомнить, как там «просто» решаются все проблемы…

Не стоит игнорировать медийный фон

Эпизод «Демон 79» в деталях передает специфическую атмосферу конца 70-х – начала 80-х годов, когда на Западе реально готовились к ядерной войне (аналогичный мотив прописан и в «Очень странных делах») . Постоянные удручающие новости по телевизору и даже легендарная песня «Rasputin» формируют у героини определенное отношение к миру, внушают ей страх перед будущим, делая в результате ее послушным оружием в руках Демона. Вывод для нас: не стоит игнорировать информационный фон, если собираемся работать с аудиторией. Он может нравиться, вызывать отвращение, казаться примитивным, но он есть, и он детерминирует поведение людей, на которых тот или иной бренд планирует запустить новую кампанию.

И все-таки хочется победы добра

Положительный исход истории Джоан выбивается из всех ожиданий. «Черное зеркало» позволяет победить добру, пробует новый формат, прогнулось под социологию? В любом случае это явный намек на то, что даже здесь нам хочется стать свидетелями поражения зла: люди устали от тяжелых новостей и хотят встретить хоть на экране счастливые лица победивших положительных персонажей. С точки зрения рекламы, маркетинга и продвижения такой подход очевиден. Но уже если о нем заговорили в «Черном зеркале», то, возможно, стоит подумать над тем, как победу добра сделать еще более логичной и очевидной.

Роман Черёмухин
Основатель Агентства "Стратагема" (stratagem.pro)
11
1 комментарий

Отличный комментарий !
Давно пора завести на сайте VC рубрику "Кинорецензии" и вместе обсуждать новые и старые фильсы и сериалы !
С почином !

Ответить