Про курьеров, монстров и колхозников

С первыми лучами солнца новостные ленты СМИ заполонили истории про самокатчиков. Тема горячая и будоражит умы горожан каждую весну. Но есть тема более хайповая и не ме��ее насущная – электровелосепедисты! А если быть точнее, курьеры на электровелосипедах, которые резво разгоняются на электротяге и бесшумно подкрадываются к вашим спинам.

Количество травм и увечий, как физических, так и моральных, уравновешивается отменным сервисом (?).

На карте мира не так много городов, где так же, как и в Москве (и крупных миллионниках), вы можете воспользоваться «доставкой», которую вам привезут максимально быстро в нужный диапазон времени.

Пандемия для жителей мегаполисов поменяла паттерны поведения.

Для нас доставка – это часть городского быта. А доставщики привычный элемент инфраструктуры, к которой, как и ко всему хорошему, быстро привыкаешь.

Позирую с коробом от Яндекса
Позирую с коробом от Яндекса

Но обо всем по порядку. Сначала появились самокаты и методы борьбы (регулирования) с ними. Медленные зоны, верификация пользователей по ID, номера, все это хоть немного, да обуздало нарушителей, да и просто пользователей, которым надо было привыкнуть к новому транспортному средству. Шума было много. До сих пор страсти не утихают.

Кто-то считает запреты и ограничения – полумерами. Кто-то, наоборот, топит за то, чтобы двухколесными «монстрами» и далее наводняли городскую среду. Что поспособствовало бы борьбе с пробками…

На этом фоне электровелосипедисты долго оставались в тени. Однако тренд на доставку был и оставался восходящим.

Доставку осуществляют не только из дарк-сторов и ресторанов, как это делают Яндекс Еда, Лавка или Самокат. Собственные службы доставки появились и у крупных продовольственных сетей, таких как «Вкус Вилл», «X5 ритейл» и прочих.

Инсталляция -памятник велосипедистам в парке Покровское-Стрешнево г. Москва.
Инсталляция -памятник велосипедистам в парке Покровское-Стрешнево г. Москва.

Электрические самокаты (я про бизнес) как могли, но причесали. Крупный кусок пирога достался олигополии в лице Яндекса, Вуша и Юрента (МТС). У этих ребят есть мощное финансовое плечо. С ними проще регулировать законодательные моменты. Другими словами, с тремя крупными проще договариваться местным муниципалитетам и департаментам транспорта, чем с «зоопарком» из мелких игроков.

Ваш покорный слуга, четко это отследил, когда гайки стали закручивать. Посыпалось много компаний. Не выдержав конкуренции, все ринулись, куда бы вы думали? Правильно, в электровелосипеды. Ну не прям-таки ринулись, а стали поглядывать.

Первые попытки компании шеринговой компании Вуш ввести в оборот шеринговый электровелосипед.
Первые попытки компании шеринговой компании Вуш ввести в оборот шеринговый электровелосипед.

Хотя, справедливости ради, бизнес аренды курьерского транспорта, хоть и похож, но концептуально отличается от шеринга электросамокатов.

Самый важный момент эволюции – на самокате тяжело доставлять. Возить большой короб за плечами практически не реально. Хотя робкие попытки посадить курьеров на самокаты были у того же Яндекса.

Глобальный шеринг электровелосипедов тоже не случился. Ряд предпринимателей наивно полагали, что, расставив велики рядом с дарк-сторами их будут брать курьеры. И все будет работать по аналогии с самокатами. Ан нет. Велики – оказались продуктом более кастомным и требующим индивидуального подхода. Многие курьеры уже к тому времени имели собственные велосипеды, не хотели и не видели смысла от них отказываться. А те, у кого не было велосипеда, шли в такие компании как «ГдеВелос» и арендовали там.

Если шеринг и жил, то разве только в городском, муниципальном прокате. Там, кстати, тоже тренд на замену мускульных на электро. Но данные электровелосипеды – прогулочные и не могут быть полноценно задействованы в доставке.

Муниципальные велосипеды в Москве и Китае

Всё случилось как в 40-50е годы прошлого века в США.

Тогда дальнобойщики сами определились с тем видом транспорта, который оптимально подходит для их логистики. В моду вошли большие траки – с длинными носами. И мировые автогиганты, как не старались пересалить водителей на что-то другое, вынуждены были подстраиваться.

Примерно такая же ситуация сложилась и с курьерами. Так появились – «Колхозники» и «Монстры»

Курьерский велосипед, форм-фактор "Колхозник"
Курьерский велосипед, форм-фактор "Колхозник"

«Колхозник» - легкий электрический велосипед с женской алюминиевой или металлической рамой. Имеет на своем борту нишу для вертикальной установки АКБ. Чаще такие велосипеды используют без педалей.

Такое название колхозник получил из-за легкой ремонтопригодности и тому, что курьеры, любят его дорабатывать под себя (колхозить). Ставят зеркала, мягкую сидушку, дополнительную фару и прочее.

У такого велосипеда один минус – из-за своих конструктивных особенностей, он сможет увезти на себе вместе с наездником не более 120 кг.

Велосипед - форм-фактор "Монстр"

Вторая разновидность «электричек» этого сегмента – это «Монстр».

Тут уже металлическая рама – обязательный элемент. Велик больше похож на скутер. Он заметно тяжелее, его уже не потаскаешь на себе. Однако, такой аппарат более надежен и неприхотлив в ремонте. Без проблем везет на себе поклажу от 100 кг и выше.

Вот тут, сделаю ремарку. Вокруг этих двух «зверей» и разгорелись нешуточные баталии. С одной стороны, курьеры делают однозначный выбор в пользу «Монстра». Да, он тяжелый, но прослужит дольше и даст заработать больше. С дугой стороны, если ты везешь пиццу или ланч из ресторана, может тебе и не нужна такая махина и тебе сгодится обычный Колхозник (или его модификация с мото-вилкой и усиленной рамой)?

В эту же сторону смотрят законотворцы. Пытаются переизобрести велосипед. Идентифицировать одно транспортное средство, и не ущемить другое. Тут по логике было бы, отцепиться от «колхозников», оставив им статус обычных велосипедов, которые никогда отродясь никого не интересовали, и уж тем более гаишников и наделить «особым» статусом «монстры», встреча с которым пешеходу не оставляет шансов…

Но не тут-то было. Сначала вопросом на самом высоком уровне занялся департамент транспорта Москвы. Достаточно быстро стало понятно, что электро-великам в столице быть! Во всяком случае, и господин Собянин, и господин Ликсутов, видят в этом деле для города только плюсы.

Тестирую Колхозник
Тестирую Колхозник

С другой стороны, подвешенный стаут нового вида велосипедов тормозит бизнес, как на уровне арендных компаний, так и на уровне ритейла (тот, кто этот транспорт использует в b2b сегменте).

Вишенкой на торте стала передача этого «проблемного вопроса» в руки МВД. В столице прошли массовые рейды. Пока берем попкорн, ждем чем закончится…

Но есть еще один момент, ставший костью в горле «курьерского бесправного движения» - это тотальный контроль.

Как известно, в прошлом году в столице прошли трагические события в «Крокусе». Контролирующие органы посчитали, что приложение, установленное на телефоне курьера, позволяющее ему работать на той или иной платформе, недостаточным, чтобы располагать информацией о местоположении. Отныне электровелосипед должен быть оборудован специальным умным устройством: IoT- модулем, который отслеживает не только движение велосипеда, но и «общается» через спутник и полностью управляет ТС.

Но на само деле, тут ничего нового. Подобные решения (модули + ПО) массово и широко используются в каршеринге, аренде авто и грузоперевозках. Вопрос лишь в том, нужно либо такое устройство для велосипедов? Оцифровка дело хорошее, но когда «гаджет» убивает всю экономку (я сейчас о том, что велик может стоить как IoT), возникает вопрос, а надо ли?

Картина "Курьеры на отдыхе" г. Коломна
Картина "Курьеры на отдыхе" г. Коломна

Выстоит ли малый бизнес? Ведь IoT, в данном контексте, это что-то типа очередного «платона». То есть, возможно, избыточного решения, создающего водораздел между малым бизнесом, считающим каждую копейку и крупными корпорациями.

Пока передал рынка не наступил. Хотя вполне напрашивается, что крупные самокатные компании, подомнут под себя и курьерский рынок тоже, предложив ребятам-доставщикам свое решение, опробованное в шеринге.

Пока ясно-понятно одно. Большие игроки сконцентрировались еще на одном не менее важном и значимом вопросе. Изобретение собственного велосипеда. И это не шутка. У Яндекса что-то получается. На днях они презентовали свой самокат, а недавно тестировали курьерский- велосипед.

Веломастерская
Веломастерская

Крошки со стола

Ну а что делать малому бизнесу? Извечный вопрос и единственно правильный ответ – адаптироваться. ГдеВелос, например, отлично продает велозапчасти на маркетплейсах и осуществляет отменный ремонтный сервис.

Ну а как будет все-таки с айотами и прочими ограничениями? Выдворят вело-курьеров на дороги общего пользования, заставят получать права?

Тут дам немного занудный, но развернутый ответ.

Доставщик на электро-скутере - Шанхай (Китай)
Доставщик на электро-скутере - Шанхай (Китай)

Я был свидетелем того, как умирал малый бизнес в сфере самокатов.

Ну представьте, самокат пригодный для шеринга, в полном обвесе с завода стоит от $1000. Добавьте к нему второй АКБ, а это 30% от стоимости. Тут никакой частный инвестор не осилит. Экономика не сходится. То же самое и с великами. Я продолжаю настаивать, что велосипед до 35 кг. (тот же колхозник) – это велосипед и никой айот там не нужен.

Не дешевым IoTмодулем должен обладать принципиально другое по классу устройство – мопед или скутер. Его сам бог велел приравнять к авто со всеми вытекающими. А велики должны жить вместе с великами, в парках и на велодорожках!

3
Начать дискуссию