«Если бы Uber оценивали относительно других транспортных компаний, то его стоимость была бы на 86% ниже нынешней»

Колумнист Bloomberg Нир Кайсар о том, почему Uber важно сохранить статус ИТ-компании.

«Если бы Uber оценивали относительно других транспортных компаний, то его стоимость была бы на 86% ниже нынешней»

Uber — это одновременно и ИТ-компания, и транспортная компания. Казалось бы, разделение не так важно, но на самом деле от этого зависит многое. Причем не только для Uber, но и для любого «революционера», который считает себя ИТ-компанией.

В конце 2017 года Европейский суд — высшее судебное учреждение Европы — проведет черту и определит, к какой сфере следует отнести Uber: транспортной или технологической. Также ведомство установит, как и кем будет регулироваться деятельность компании.

Из-за этого правила станут строже, компании потребуется приобретать лицензии, и в результате издержки возрастут. Излишне говорить, что Uber не может позволить себе дополнительные расходы.

В 2016 году убытки компании составили $2,8 млрд, а в первом квартале 2017 года — $708 миллионов. Но затраты на соблюдение нормативно-правовых требований станут для Uber не самой большой проблемой. Гораздо важнее то, что если компанию признают транспортной, а не технологической, то ее оценка снизится.

Экстравагантные оценки — не редкость для ИТ-сектора, и пример Uber не является чем-то уникальным. Как и у многих других технологических компаний, у Uber нет прибыли, поэтому при оценке можно забыть о коэффициенте «цена-прибыль» (P/E-ratio). Кроме того, у компании не так много активов, если не принимать во внимание собственное программное обеспечение, ценность которого сложно подсчитать. Поэтому о коэффициенте «капитализация-балансовая стоимость» (P/B-ratio) тоже можно забыть.

​Мы можем взять только значение коэффициента «цена-выручка» (P/S-ratio): оценка компании составляет $69 млрд, а чистая выручка по итогам 2016 года — $6,5 млрд. Таким образом, коэффициент «цена-выручка» составляет 10,6. Сравните это со средним значением коэффициента других ИТ-компаний из индекса S&P 500 — 4,2. И это уже кое о чём говорит, потому что в ИТ-секторе S&P 500 самые высокие значения коэффициента P/S.

«Если бы Uber оценивали относительно других транспортных компаний, то его стоимость была бы на 86% ниже нынешней»

​Если бы Uber была транспортной компанией, то она никогда не получила бы такую высокую оценку. Коэффициент «цена-выручка» в транспортном секторе индекса S&P 500 не превышает 1,5. Если бы Uber оценивали относительно других транспортных компаний, то его оценка была бы на 86% ниже нынешней. Несложно догадаться, почему Uber пытается сохранить статус ИТ-компании.

«Если бы Uber оценивали относительно других транспортных компаний, то его стоимость была бы на 86% ниже нынешней»

Пример Uber не уникален. Практически каждый игрок, который намерен перевернуть финансовый, продовольственный или туристический рынок, называет себя ИТ-компанией.

Возможно, по этой причине акции ИТ-компаний выглядят необеспеченными. 1 июня моя коллега Шира Овид уже писала о том, что оценки компаний в сфере ИТ могут достичь тревожной отметки, невиданной с конца 1990-х годов, когда лопнул «дотком-пузырь». Среди всех секторов индекса S&P 500 сегмент ИТ всегда входит в тройку самых переоцененных.

Если вы сомневаетесь, что «переворачиватели» пытаются взобраться на гребень волны щедрых оценок, то обратите внимание на технологические компании, которые работают в сегменте финансов.

Деятельность большинства подходит под определение финансовых услуг, поэтому она регулируется наравне с финансовыми фирмами. В отличие от Uber, им не нужно ускользать от регуляторов.

Но если вы назовете финтех-стартап финансовой компанией, то спровоцируете поток недовольства. И вот почему: коэффициент «цена-прибыль» (S/E-ratio) для компаний из ИТ-сектора индекса S&P 500 составляет 24,4, а для компаний из сектора финансов — 15,1. Никто не хочет, что оценка его компании просела на 38%.

​Однако ничто не может продолжаться вечно. Коэффициент «цена-прибыль» среди компаний из ИТ-сектора индекса S&P 500 был самым высоким по сравнению с другими секторами на протяжении 39% времени с 1990 года.

И когда оценки ИТ-компаний снова вернутся на Землю, они будут меньше беспокоиться о принадлежности к той или иной категории. Но сейчас им остается только надеяться на то, что рынок не определит их в менее щедрый сегмент.

77
7 комментариев

Думаю, что если они хотят остаться на плаву, им стоит разделить операционное и/или юридическое управление компанией между двумя, наподобие Яндекса.
Иначе смерть неизбежна

2
Ответить

уже тошнит, небось каланик ходит с высоко задранным носом, показывая всем какую революцию он совершил, а по сути, тут в статье пишется что из активов у убер - разве что ПО, на сегодняшний день любой школяр мало мальский знающий тот же php и swift может написать приложение для вызова таксиста......


пистец кароче. ценности ноль.

1
Ответить

ну не нужно недооценивать сложность ПО, которое там используется. Не любой школьник напишет систему максимальной оптимизации работы водителей. Чтобы они выполняли как можно больше заказов проехав меньше кол-в км в пустую. Но в целом да, переоценка дикая.

2
Ответить

А если чисто теоретически "оторвать" убер от печатного станка, т.е. от сша, то его капитализация была бы отрицательная, так как компаниям из других стран не получается так долго и так много уходить годами в убыток.

Ответить

Зачем нам Uber, у нас есть свои. Скажем "Такси Близко"

Ответить