Почему логистике сегодня жизненно необходима «цифра»?

Сегмент B2B в современной логистике активно включился в процесс цифровой трансформации. Без ИТ-решений работать и конкурировать на рынке невозможно. Заместитель генерального директора Первой грузовой компании (ПГК) по операционной эффективности и цифровому развитию Алексей Агапкин рассказал о том, почему это произошло, как отрасль оказалась в числе лидеров изменения бизнес-моделей, какие проекты есть у компании и для чего они нужны.

Почему логистике сегодня жизненно необходима «цифра»?

Цифровизация логистики – недалекое будущее

Цифровизация логистики сегодня — вопрос конкурентоспособности компании. А завтра? Очевидно, это вопрос выживания. Что же происходит в индустрии? Десять лет назад Uber запустил процесс необратимых изменений в транспортной отрасли. Сегодня огромное количество стартапов работает с крупными логистическими компаниями, бизнесу это интересно: инвестиции в транспорте и логистике за последние десять лет в стартапы в 3,5 раза больше средней цифры по всем отраслям. Это происходит и в B2C-, и в B2B-сегментах. Под прицелом все элементы цепочки создания стоимости в логистике. Процесс перевозки буквально разбирается на части и пересобирается заново.

Четыре признака высокой вероятности возможного «дизрапта» в транспортной отрасли

Во-первых, большие трансакционные издержки. В процессе железнодорожных перевозок есть очень много устранимых потерь, которые можно преобразовать в ценность для операторов и клиентов;

Во-вторых, недоиспользованные мощности — в идеале транспортное средство должно ездить 100% времени в груженом состоянии. На железной дороге есть показатель «коэффициент порожнего пробега», и он говорит о том, что в среднем вагон 50% времени не зарабатывает;

В-третьих, малая концентрация бизнеса. Железнодорожных операторов в России 1523. При этом 50% рынка держат 8 игроков, оставшиеся 1445 операторов — игроки с долей рынка менее 1%. То есть очень много небольших компаний;

В-четвертых, доступность данных. Действующая на железной дороге система собирает огромное количество данных с высокой частотой про каждый вагон: где он сейчас находится, на какой операции (погрузка, выгрузка, движение, ремонт), техническое состояние (включая толщину колеса, дефекты вагона). Собранная информация хранится в базах перевозчика. И передается/продается игрокам рынка уже много лет.

Как избежать «дизрапта»?

Применить опыт и модель Uber в B2B кажется заманчивым, но любые новые технологии стоит применять с оглядкой на специфику бизнеса. В нашем случае прямые аналогии не работают. И вот почему.

География перевозок. Если для такси это преимущественно масштаб города, региона, то для ж/д логистики — вся страна;

- Планирование перевозки. Подать такси можно в течение нескольких минут, известен пункт назначения. На железной дороге необходимо планирование за несколько суток, пункт назначения известен не всегда;

- Объем перевозки. При заказе такси всегда приезжает одна машина, при планировании вагонов точное количество известно не всегда;

- Исполнение перевозки. В такси это делает поставщик услуг. На железной дороге осуществляется третьей стороной — перевозчиком;

- Скорость принятия решений. В такси все спланировано, как только ты подтвердил заказ. На ж/д планировать надо до того, как поступит подтвержденный заказ от клиента. Приходится прогнозировать на свой страх и риск;

· Взаимосвязь систем на сети. Отдельные события на рынке или сети железных дорог могут кардинально повлиять на железнодорожную логистику в стране.

Да, различий немало. Но ни одно из них не является стоп-фактором для появления новых технологий и игроков, которые перевернут привычное представление о логистике в B2B. Изменения неизбежны. Вопрос только в том, когда и кто первым справится с этими вызовами? Существующий игрок? Неизвестный стартап, который заберет часть логистической цепочки или всю ее?

Мы точно в этой гонке и нацелены на покрытие цифровыми инструментами всей цепочки создания стоимости. Продуктовое развитие позволит сформировать собственную экосистему. ПГК просто вынуждена становиться цифровой компанией.

Первая на железной дороге «Цифровая фабрика»

Для разработки цифровых продуктов по всей цепочке создания стоимости мы создали собственную «Цифровую фабрику». Наши проекты охватывают ключевые задачи бизнеса —от истории по взаимодействию с потребителями (заказ вагона, получение цены, оформление сделки, расчеты, отслеживание, где в пути твой вагон и каково состояние твоего лицевого счета) до сложных оптимизационных процессов, которые займут определенное время. Мы учимся прогнозировать будущие заказы клиента на основе исторических данных о перевозках и внешних данных на основе машинного обучения.

Сейчас мы тестируем систему помощи диспетчерам «Навигатор», которая анализирует ситуацию на сети и подсказывает диспетчеру, какие вагоны ПГК и по какому маршруту лучше направить клиенту, чтобы обеспечить требуемый уровень сервиса и минимальные затраты на подвод парка. Алгоритмы этого продукта основаны на принципах машинного обучения и анализе больших данных. Они позволяют применить цифровые инструменты в, казалось бы, такой консервативной отрасли, как железная дорога.

Почему логистике сегодня жизненно необходима «цифра»?

Другой цифровой продукт ПГК — «Оптимизатор» — помогает оптимизировать портфель заказов, чтобы обеспечить приемлемый уровень издержек для обслуживания клиентов. В основе продукта сложный математический алгоритм. Его принцип действия распространяется на более чем 8 тысяч станций погрузки и более чем 100 тыс. вагонов. Все решения по новым контрактам, грузам и направлениям перевозок принимаются по результатам моделирования всей логистической системы в «Оптимизаторе».

Еще мы разрабатываем «Цифровой вагон» для оптимального планирования ремонта вагонов, используя предиктивную аналитику.

Экономический эффект от использования этих продуктов превышает затраты на их разработку и команду.

Люди решают

В движении в сторону цифровизации нам помогает профессиональная команда. Мы применяем инструменты производственной системы, которые повышают эффективность, сокращают потери и вовлекают людей в процессы изменений, модернизации. Этот подход активно используют промышленные и сервисные компании, а вот в сфере грузовых железнодорожных перевозок первопроходцами оказалась ПГК.

Работает это так. Сотрудники предлагают свои идеи по повышению операционной эффективности и цифровому развитию. Специалисты рассматривают их, принимают или отклоняют предложения. Если идея согласована, начинается работа по проверке гипотез, создаются прототипы цифровых продуктов. Эксперты в филиалах ПГК помогают внедрить цифровые решения, следят за их «приживаемостью».

Зачем это нужно?

В первую очередь для нас, как и для любого бизнеса, важен финансовый эффект. Мы уже видим, что цифра кратно окупает вложенные в ее разработку и внедрение инвестиции. Во-вторых, это удовлетворенность клиентов. В-третьих, новые технологии позволят нам конкурировать с другими игроками на рынке — как существующими, так и новыми. Кроме того, сильный цифровой бренд поможет нам не только в отношениях с партнерами, но и позволит привлекать с рынка лучших специалистов, обладающих навыками и качествами, необходимыми для создания уникальных цифровых проектов. Обратите внимание на наши вакансии на VC.RU и на HH.RU

77
10 комментариев

Был опыт в оцифровке Почты в 2016-м, сколько же там пришлось построить процессов...

1
Ответить

Да вам медаль за отвагу надо давать. Это же какое болото разворошили?! Удалось хотя бы 30%? Было бы интересно узнать историю.

Ответить

Дизрапт, дизрапт, дизрапта. Автору не хватает всего богатства русского языка или он думает что такой модный, что ввинтил английское словцо? Вряд ли он что-то дельное может предложить, если даже своим языком не владеет. И конечно же это не устойчивое профессиональное выражение, аналога которому нет. Нарушение (поставок), срыв (сроков), разрыв это переводится. Словосочетания используй, Люк.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить