Рынок краткосрочной аренды квартир России на рубеже 2024 и 2025 годов
Заметки на полях инсайдера.
Ключевые изменения на рынке
1. Увеличение ключевой ставки ЦБ.
2. Заградительные условия по ипотеке: большой первоначальный взнос, высокая кредитная ставка.
3. Высокая реальная инфляция, а также повышение стоимости, особенно в сфере физического труда.
К чему это уже привело
- Рост цен на долгосрочную аренду на 20% и более. Семьи не могут позволить себе купить квартиру в ипотеку и снимают квартиры в долгосрок.
- Рынок продажи недвижимости замедлился. Увеличился срок продажи объекта, что увеличивает издержки на продажу.
- Недвижимость покупают не на кредитные деньги, а на накопления и большие единоразовые выплаты. Средний чек покупаемой недвижимости ограничен размером таких выплат.
- Инфляция приводит к увеличению затратной части посуточного бизнеса: стоимость расходников и оплаты труда, например, горничных.
К чему это приводит и еще приведет в разрезе краткосрочной аренды
- Отток участников рынка. Переход в долгосрочную аренду. Привлекательность краткосрочной аренды снизилась. Стандартная выручка от краткосрочной аренды была х2 к долгосрочной, на данный момент порядка х1.5. То есть реальная маржа посуточного бизнеса значительно сократилась в сравнении со сдачей в долгосрок. Учитывая относительно высокие риски и потребность в ежедневном оперативном управлении посуточным бизнесом, долгосрочная аренда на данный момент более привлекательна.
- Отложенное увеличение стоимости суток аренды. На данный момент цена посуточной аренды практически не растет, так как нет превышения спроса над предложением. Зимний сезон за исключением новогодних праздников и каникул является для рынка краткосрочной аренды низким сезоном. Однако в высокий летний сезон можно ожидать повышения цен на посуточную аренду, рынок будет восстанавливать свою доходность. Этому поможет и уход объектов с рынка (переход в долгосрок). Так как спрос будет превышать предложение, то увеличение загрузки поможет арендодателям поднять цены.
- Перераспределение между аватарами игроков. Традиционно рынок посуточной аренды - это рынок с огромным количеством игроков (более ста тысяч предпринимателей). БОльшая часть игроков имеют в своем управлении до 5 квартир, что по сути является микробизнесом. До последнего времени на рынок был динамичный ежегодный приток новых объектов (инвестиционные квартиры благодаря доступной ипотеке приобретали физлица и сдавали сами или передавали в управление). При этом крупные управляющие компании, работающие на рынке, традиционно не имеют решающего влияния на весь рынок. так как их совокупный объем не превышает 30% от общего количества объектов, а количество самих управляющих компании не превышает двух тысяч.
Изменения на рынке вероятно приведут к качественному изменению состава игроков. На место тех, для кого посуточная аренда была скорее хобби (сдавали квартиру, оставшуюся от бабушки), придут профессионалы. Входной порог на рынок становится выше, а из-за ценового давления извлечение прибыли требует настройки бизнес-процессов и профессионального подхода.
В ближайшее время можно ожидать ухода слабых игроков и усиление сильных, тех, кто воспринимает краткосрочную аренду как бизнес и понимает, как сделать так, чтобы за аренду платили больше и снимали именно у вас при ваших минимальных затратах. Решение гостя о краткосрочной аренде принимается быстро, часто в течение минуты, поэтому важно грамотно выстраивать маркетинг в точках контакта. Это могут позволить себе профессиональные команды. А значит нас вероятно ждет укрупнение игроков и изменение ландшафта бизнеса - Новые игроки. Профессиональные непрофессионалы. Так как рынок продажи недвижимости замедляется, а цикл сделки увеличивается, то на время продажи собственники и агенты стали сдавать квартиры в краткосрок, чтобы компенсировать издержки. Пока неясно останутся ли они на рынке и придут ли в него “в долгую” застройщики и крупные агентства недвижимости с их ресурсами и профессиональными командами, но вероятно приток новых игроков внесет изменения в ландшафт краткосрочного бизнеса.
Вероятно мы находимся на пороге качественного изменения рынка посуточной аренды. Прошло ли время первых и пришло ли время профессионалов мы увидим уже в этом сезоне. Какие советы можно дать игрокам посуточного бизнеса:
- работайте над маркетингом и позиционированием,
- инвестируйте в превращение новых гостей в постоянных (удержание клиентов дешевле привлечения новых)
- размещайтесь на всех доступных ресурсах и площадках. Комиссионная модель позволяет сделать это без инвестиций, так как площадки берут оплату только за оплаченные бронирования.
- Увеличивайте загрузку, экспериментируйте с ценами и повышайте прибыльность бизнеса!
- И конечно автоматизируйте бизнес, чтобы агрегировать брони со всех площадок в одну шахматку, управлять ценами, за счет оптимизации снизить долю ФОТ в затратах , иметь доступ к статистике и принимать решения на основе данных. используйте менеджер каналов, чтобы эффективно управлять всеми площадками и бронирования в режиме “одного окна”.
Рекомендую, пожалуй, самый популярный сервис для управления краткосрочной арендой недвижимости RealtyCalendar.
Начать дискуссию