Telegram-бот для анализа конкурентов — анализирует соцсети, ищет рекламные объявления
Лонгрид о создании бота @dstat_bot, который экономит время всем, кроме его создателя.
Идея
Работа в рекламных агентствах иногда бывает очень скучной, особенно в период тендеров: необходимо анализировать потенциального клиента и его конкурентов в digital. В частности, анализ часто затрагивает социальные сети.
Одним из примеров такой нудной, но необходимой работы по анализу конкурентов, является сбор ссылок на социальные сети брендов с последующим их анализом:
— зайти на сайт;
— найти иконки социальных сетей в шапке или в подвале страницы, если их нет, открыть нужную социальную сеть и сделать поиск там.
Затем эти ссылки необходимо внести в системы аналитики, которые соберут данные и через некоторое время выдадут результат.
Необходимые ссылки и цифры складываются в таблицу, по которой компетентный сотрудник уже делает анализ и пишет выводы.
В общем, скукота, которую обычно отдают стажерам, джуниорам, помощникам или другим усидчивым людям, находящимся в прямом подчинении.
А что, если это автоматизировать? Собирать ссылки на соцсети с сайтов — не такая сложная задача.
Так подумал я и приступил к написанию своего первого парсера на Python. Тестировал на 12 тысячах доменах крупных брендов, представленных в России. Хорошо написанные сайты даже на примитивно написанном коде парсера выдавали ошибку примерно в 2,5% запросов. Это было ОК.
Затем пошла очередь социальных сетей: сбор количества подписчиков, постов, какой-то подсчёт показателей активности. Где-то просто парсинг HTML, где-то подключение по API. И вот в очередном «print» получается желанный json:
MVP (минимально жизнеспособный продукт)
Вряд ли пользователям сервиса будет удобно получать информацию в виде JSON!
На ум пришел только один вариант решения безынтерфейсного общения с пользователем — чат-бот, где все делается текстовыми командами, а еще лучше вообще без них: пусть работает по бесконечному циклу «просто введи ссылку и получи результат»:
В таком виде это было отдано в чат студентов «Академии коммуникаций Wordshop», где я преподавал. Ребятам и девчатам инструмент зашёл сразу: бесплатно, быстро и удобно. А в меня посыпались первые ошибки и проблемы, потому что анализировать начали не дорогие, хорошо сделанные сайты, а всё подряд.
Пару недель я почти каждый вечер проводил за чтением логов, исправлением и доработкой основной функциональности: корректно находить ссылки на социальные сети и выдавать информацию по ним.
А еще правил вывод информации до понятного обычному человеку:
Все равно были вопросы, поэтому пришлось сделать команду /help с пояснениями и возможность задать вопрос напрямую через /question.
Первая 1000 пользователей
Несколько анонсов и взрывной рост!
Нет, взрывного роста не случилось, с пиками, приходящимися на анонсы лидеров мнений за 10 дней, чат-бот набрал первую 1000 пользователей.
Несмотря на просьбы порекомендовать бота в каждом втором сообщении от него, обычные пользователи этого практически не делали.
Пришлось немножко поднажать и сделать анонс в тематическом Telegram-канале…
+1500 новых пользователей за сутки
Представляете, как объемы их запросов расширили список доработок? А количество пользователей все растёт и появляются все новые и новые проблемы.
Например, пришлось сделать распознавание @username — как ссылки на Instagram-аккаунт!
Везде было написано: «Введите ссылку на сайт:», но пользователи упорно вписывали @username, ожидая получить информацию по Instagrma-профилю.
На пару недель вечерняя разработка новых фишек была заморожена. Все время тратилось на цикл «лог → воспроизведение ошибки → исправление ошибки», при этом бОльшая часть проблем возникала по вине разработчиков сайтов: ошибки в кодировке страниц, медленный отклик, плохие ссылки на соцсети (как вам вариант с заменой «/» на «\» в ссылке типа https:\\vk.com\publicname ?).
Еще пользователи часто ошибаются в ссылках или пытаются проанализировать сайты, на которых нет ссылки ни на одну соцсеть!
На момент публикации поста бОльшая часть проблем устранена, и пользователей бота ждут только новые фишки.
Как мотивировать пользователей рекомендовать?
В сервисе появились фанаты: они делали десятки запросов в сутки.
Прямо так и начинали часов в 11–12 вечера, а заканчивали в 5–6 утра, отсыпались и снова начинали работу, но ни один из них в своих социальных сетях не порекомендовал бесплатный инструмент.
Поэтому пришлось применить некоторые ограничительные меры.
Как думаете, что в первую очередь стали делать пользователи?
Правильно, брать смартфоны у своих вторых половинок, коллег, друзей, знакомых и продолжать свои изыскания.
Я понимал, что в СНГ за SaaS не принято платить, но чтобы даже не делились и не рекомендовали...
Увы, бесплатное люди не ценят, а подобные pet-project — это скорее хобби по созданию инструментов, упрощающих собственные рабочие процессы, чем возможность перехода к монетизации в том или ином виде.
Что умеет бот сегодня?
- Находит ссылки на популярные соцсети на сайте, заходит на них и выдает основные показатели.
- Умеет разворачивать цепочки ссылок: например, пользователь вводит Instagram, там есть ссылка на сайт, а на сайте есть ссылки на остальные соцсети — бот пройдет и найдет все.
- Анализирует соцдем и географию подписчиков сообществ «ВКонтакте».
- Анализирует топ-постов «ВКонтакте» за прошлый месяц и делает эстимацию рекламного бюджета, потраченного на продвижение открытых постов.
- Выдает ссылку на активные объявления в Facebook и Instagram.
Пример ответа бота сегодня:
Как итог
Python удивительно простой и легкий в усвоении язык, огромное спасибо Дмитрию Родину и его курсу по Python, который я прошел около года назад.
Часть бота, которая взаимодействует с пользователями, была сделана на классном и очень гибком конструкторе чат-ботов — Salebot.
Спасибо всем, кто шерил и шерит бота в своих социальных сетях: Петр Костюков даже видео снял, а первые 500 пользователей пришли от Андрея Фрольченкова,
Отдельное спасибо Максиму Куликову — одному из первых пользователей, по итогам его комментариев бот стал выглядеть значительно дружелюбнее.
Отсутствие прямой монетизации меня не демотивировало, и я все с таким же энтузиазмом в свободную минуту захожу в логи и правлю баги, а периодически нахожу несколько часов на внедрение новых показателей и фич.
Круто!
Про монетизацию: есть сервис с подобной идеей у Анастасии Юговой, он анализирует страницы и группы вконтакте.
Используют в качестве лидмагнита, бесплатной ценности - затем предлагают воспользоваться другими их услугами /продуктами/ приглашают на мероприятия.
то есть этот сервис решает задачи сбора базы и увеличения лояльности аудитории)
успехов вам, побольше реализованных идей и вдохновения))
Посмотрел, у меня запланировано примерно такое же – рекомендации и больше пояснений.
Полезная вещь. Обратите внимание, что в facebook подписчики перепутаны с лайками сообщества.
Правильнее переформулировать или изменить показатель?
Никогда не сталкивался с принципиально различающимися показателями (типа подписчиков много больше или много меньше, чем лайков у страницы).
Мне это не нужно, но просто спасибо)
Если есть способ пользоваться продуктом бесплатно, то люди пойдут самым простым способом.
Получается у людей которые програмирование не знают(или знают минимально) есть идеи всяких парсеров и полезных инструментов. Люди которые у которых навыки програмирования есть, этих идей нет. А ведь иногда хочется просто написать какого-то бота ради саморазвития, а идей нет.