Знание – сила. Зачем фармацевтические компании создают образовательные проекты.
С каждым годом мы сталкиваемся со все большим количеством товаров и услуг, что делает осознанный выбор особенно актуальным, а в некоторых областях просто необходимым. Например, по статистике 75% сотрудников аптек и фармацевтов ежедневно общаются с клиентами, которые не знают, какой препарат им нужен. О том, как общественные просветительские инициативы могут изменить ситуацию, рассказывает руководитель образовательного проекта «Знания о фарме» и генеральный директор компании «ГЕН Фарма Рус» Светлана Бесчастнова.
Сегодня, когда информация, казалось бы, открыта и доступна, или должна быть такой, мы тем не менее продолжаем наблюдать ее острый дефицит в самых разных областях, и в фармацевтике в частности. Данная отрасль считается весьма закрытой и овеяна множеством мифов. За неимением возможности получить понятные сведения о лекарствах из достоверных источников, зачастую люди либо «экспериментируют» со своим здоровьем, либо отказываются от классической медицины в пользу нетрадиционной или альтернативной. И тот, и другой вариант в целом плохо влияет на индустрию, т.к. негативный клиентский опыт косвенно ведет к убыткам фармкомпаний. Как это происходит?
Вместо того, чтобы сразу приобрести нужный и действенный препарат, люди сначала, нередко самостоятельно, занимаются его поиском. Это приводит к тому, что достаточно часто они разочаровываются в целой отрасли, потому что лекарства без должной консультации с врачом не приносит желаемого лечебного эффекта. Не говоря уже о том, что из-за отсутствия хотя бы базовых знаний по приему лекарств их применяют неправильно, из-за чего эффективность тоже может снижаться и не давать ожидаемых результатов. Все это лишь подтверждает мнение многих о том, что фармацевтические компании это больше про деньги, нежели про здоровье населения. Как разорвать этот порочный круг?
Одним из решений сложившейся и, будем честны, не очень приятной ситуации, связанной с недостатком специальных знаний у пациентов и их родственников, может стать создание просветительских проектов и обучающих курсов самими фармацевтическими компаниями. И хотя это не приносит прямую и быструю прибыль, зато дает значительные преимущества в долгосрочной перспективе. Какие? Давайте рассмотрим их на всех уровнях.
Думающий покупатель
Согласно опросу фармацевтов интернет-сервиса СБЕР ЕАПТЕКИ, более половины их сотрудников (55%) каждый день слышат от покупателей неправильные названия препаратов. Так, «Тауфон» меняется на «Тайфун», а «Травопрост» становится «Просто травой». И тут даже не учитываются ситуации, когда, например, фармацевтов просят продать им «препарат из рекламы» или «те разноцветные капсулы от головной боли».
Вместе с тем есть исследования, которые говорят о том, что почти половина россиян считает важнейшей отраслью, импортозамещением товаров которой стоит заняться, именно фармацевтику. Для сравнения: второй по значимости областью развития, по мнению граждан, являются высокие технологии, за которые проголосовали 26% опрошенных. Разрыв в количестве голосов очевиден. Какой из этого можно сделать вывод?
Здоровье является важной темой для каждого человека. Даже если кто-то не нуждается в лекарствах, среди его близких всегда найдется тот, кому это необходимо в разных ситуациях – от сезонных ОРВИ до хронических заболеваний. Население осознает важность фармацевтики, но сталкивается с нехваткой достоверной информации о производстве и правильном применении препаратов. Статьи о лекарствах часто имеют рекламный характер или написаны на сложном языке для профессионалов, а люди не всегда готовы идти за разъяснениями к врачам или специалистам с медицинским образованием. Это вызывает недопонимание и может приводить к отказу от лечения.
Все это говорит о том, что потребителям и рынку в целом необходим качественный источник достоверной и доступной информации о фармацевтической отрасли. Ведь, с одной стороны, это даст возможность людям заботится о своем здоровье и соблюдать курс лечения, основываясь на проверенных данных, а с другой – поднимет престиж отрасли, ведь осведомленный потребитель будет более уверен в своих решениях и лоялен к отечественному производителю.
Узнаваемость компаний и новые кадры
Просветительские общественные проекты также работают и на создание положительного имиджа компаний-производителей и их узнаваемости. Почему это лучше, чем реклама? Потому что из-за обилия данных вокруг часть из них, связанная с предложением товаров и услуг, «фильтруется» сейчас почти на автоматическом уровне, лишая нас новой, интересной и действительно полезной информации.
К тому же просветительские проекты дают людям больше свободы выбора, и ключевое здесь именно то, что они «дают» первыми. Не требуют, не просят, не побуждают что-то купить, как в рекламе, а сами что-то сначала предоставляют – в данном случае полезную информацию.
Однако обучение нужно не только потребителям, но и сотрудникам аптек. Как ни странно, им тоже не хватает данных. Так, опрос провизоров и фармацевтов показал, что 90% сотрудникам аптек нужны дополнительные сведения по предлагаемым препаратам. При этом вариантов получить их тоже немного: профессиональные сообщества, обучающие курсы, медицинские представители, фармацевтические конференции и даже реклама. Около 18% опрошенных черпают необходимый материал именно в ней, что, однако, не дает полной картины, а значит, может отразиться в том числе и на продажах лекарственных средств. А с учетом загруженности сотрудников аптек для них важно и удобство получение информации.
Также стоит отметить, что на сегодня многие фармацевтические производственные компании испытывают трудности с поиском квалифицированных сотрудников. Молодые специалисты либо не хотят идти работать в данном направлении, либо не обладают должной подготовкой. Образовательный проект может помочь решить и этот вопрос. Во-первых, благодаря ему получится рассказать больше про отрасль и показать возможные пути развития внутри нее, тем самым сделав ее более понятной и привлекательной. Во-вторых, начать подготовку молодых специалистов заранее, частично закрыв белые пятна и «подтянув» их до нужного уровня еще до того, как они начнут работать в той или иной компании.
Лояльные сотрудники
Персонал – один из важнейших ресурсов компании. И, разумеется, от их вовлеченности в процесс работы, эффективности и мотивации зависит очень многое. Просветительский общественный проект, запущенный внутри фармкомпании, может принести свою пользу и тут. Сотрудники смогут лучше понимать процесс работы и быть еще более продуктивными. Например, корпоративный юрист может не владеть всей фармацевтической терминологией, а разработчик препарата не понимать нюансы логистики. Однако простая и доступная информация про все этапы производства лекарства, особенности логистики и продажи, про функционирование фармацевтического рынка в целом, сделает более понятной работу одних сотрудников для других, что приведет к улучшению взаимодействия между ними, от чего, безусловно, выиграет вся компания в целом.
Еще один немаловажный аспект. По результатам исследования, проведенном «Авито Работа», почти половине опрошенных (42%) важно, чтобы компания, в которой они работают, участвовала в благотворительности, экологических проектах или программах социальной поддержки. Дает ли это какую-то материальную выгоду? Нет. Однако участие в таких проектах улучшает психологический климат в коллективе, повышает корпоративную культуру, дает сотрудникам возможность почувствовать свою значимость, ценность своего вклада не только в компанию, где они работают, но и в развитие общества. Как следствие, мотивация к дальнейшей работе у сотрудников увеличивается автоматически. И образовательный проект, способный принести пользу не только отдельным группам граждан, но и всему населению страны, как нельзя лучше подходит на роль того, за что можно испытывать гордость в результате своей работы.
Именно поэтому было принято решение создать общественный образовательный проект «Знания о фарме» на базе компании ООО «ГЕН Фарма Рус». В рамках проекта эксперты фармрынка, ученые, врачи и другие представители отрасли простым языком объясняют сложные процессы, связанные с лекарственными препаратами, их производством и использованием. Здесь можно получить ответы на вопросы: чем отличаются препараты с одним и тем же действующим веществом, что такое дженерики, куда и кто выбрасывает препараты с закончившимся сроком годности в больницах и аптеках и т.д. Абсолютно бесплатно и на понятном и доступном каждому человеку языке.
Обучение сотрудников и просвещение потребителей — процессы, которые требуют внимания и усилий со стороны всех участников рынка. И важно, чтобы они не ограничивались только теорией, ведь профессионализм первых и осознанный выбор вторых могут не только улучшить качество жизни каждого отдельного человека, но и повлиять на развитие отрасли и общества в целом, делая его более этичным и комфортным для жизни.