Что такое методология Voice of the Customer, и почему она так нужна бизнесу
Потребители товаров и услуг с годами становятся все более и более требовательными к качеству и уровню сервиса. Для того чтобы быстрее реагировать на текущие проблемы и пожелания клиентов, а также проактивно развивать свои продукты и услуги, компании по всему миру все чаще используют методологию Voice of the Customer («Голос клиента» или VoC).
Именно поэтому мы в UX Feedback решили выпустить гайд, полностью посвященный VoC. В этой книге мы рассказываем (почти) все, что мы знаем о Голосе клиента, а также о том, почему эта методология ведет к долгосрочному успеху и устойчивости бизнеса на рынке.
Здесь поделимся ключевыми мыслями из материала.
Что такое Voice of the Customer?
VoC — это методология исследования ожиданий и нужд пользователей. Компании используют его, чтобы понять потребности клиентов в продуктах и услугах. Этот процесс охватывает всё, что пользователи говорят и пишут о бизнесе, и помогает устранить разрыв между ожиданиями и реальным опытом взаимодействия с компанией.
Зачем его слушать?
Обратная связь от клиентов помогает выявить и устранить проблемы на ранней стадии, что способствует повышению удовлетворенности и лояльности клиентов. Компании, которые активно используют VoC, увеличивают свои доходы и укрепляют репутацию на рынке.
Виды обратной связи от клиентов
- Структурированная обратная связь
- Неструктурированная обратная связь
- Запрашиваемая обратная связь (активный фидбек)
- Незапрашиваемая обратная связь (пассивный фидбек)
Как работать с VoC?
Сбор фидбека
Главный постулат Voice of the Customer: нужно задавать правильные вопросы в нужное время. Чтобы составить правильный вопрос, нужно избежать множества подводных камней. Они должны быть максимально недвусмысленны, сформулированы на языке пользователя и не вести его к «верному» ответу, который вам нужен. А «нужное время» для сайта или мобильного приложения — это определённые участки пользовательского пути (например, поиск или оформление заказа).
Способы сбора фидбека: интервью, опросы на сайте, лайв-чаты, соцсети, записи звонков, отзывы на сторонних ресурсах, электронная почта и так далее.
Обработка
Следующая задача — обработка полученных данных. На этом этапе в вашей жизни появятся два важных термина Voice of the Customer: «хотелки» и нужды клиентов.
Пользователь пишет: «Сделайте эту кнопку красной!». При этом другая часть пользователей отправляет комментарии о том, как было бы хорошо, если бы та же самая кнопка была «зеленой», «синей», «фиолетовой». И часто в компаниях это запускает неправильный процесс: «А какую кнопку выбрать?». Понятно, что пример очень упрощен, но на его основе очень легко разобрать проблему.
А что если пользователь просто не может найти нужную кнопку? Выходит, цвет тут ни при чем. Просто клиент не может нормально сориентироваться на сайте. Разобравшись в этом, можно отделить потребность от простой «хотелки». Нужда здесь ― быстро находить нужный функционал. А хотелка ― решение индивидуума своей нужды без привязки к остальным.
Анализ
В целом, фидбек можно разделить на три основные категории: жалобы, баги и проблемы. Жалобы требуют ответа, и если вы задаете правильный вопрос, то практически никогда их не получите. Баги за редким исключением сразу отправляются разработчикам. А проблемы — это история о более глобальных изменениях. И зачастую для их решения понадобятся дополнительные исследования.
Принятие решений
Часто мы наблюдаем картину, когда в команде решения принимаются на основании мнения: «А мне так кажется». Это неверный подход, который ведет к постоянным обновлениям одного и того же функционала. В нашей практике есть один пример, когда довольно большой e-commerce-проект переделывал оформление заказа 6 раз за 3 месяца, потому что внутри компании разным специалистам «казалось», что они знают лучше.
Исследования же опираются на мнение и поведение пользователей, которые каждый день работают с вашим продуктом. Поэтому и позволяют точно ответить на вопросы: «Что не так?» и «Почему?».
Закрытие цикла (петля фидбека)
Важно всегда отвечать клиентам, когда они инициируют вопрос или жалобу. Это называется закрытием цикла обратной связи (или петли фидбека). Следуя за недовольными клиентами, вы можете совместно работать над быстрым и эффективным решением проблемы, превращая недовольных клиентов в промоутеров.
Улучшение опыта сотрудников
Обратная связь от клиентов может служить основой для обучения и карьерного роста сотрудников, помогая им развивать свои навыки и улучшать качество обслуживания.
Полностью наш гайд можно прочитать здесь. Он будет полезен не только тем, кто знакомится с методологией Voice of the Customer, но и более опытным адептам VoC.
А еще у нас есть телеграм-канал, где мы также публикуем много полезных материалов и рассказываем о буднях компании.