Vico SmartBoard — онлайн-класс для дистанционного обучения
Перевел сына на домашнее обучение и создал новое приложение: как мы сделали онлайн-класс, имитирующий обычный школьный урок
Привет! Я Максим, сооснователь Vico Communications. Два года назад я перевел своего сына на домашнее обучение. Не найдя технических средств для работы с преподавателями, которые бы меня полностью устроили, я решил создать приложение, максимально приближенное к работе в классе. Рассказываю, как у меня возникла эта идея и что получилось в итоге.
С чего все началось
С детства я мечтал о своем собственном доме за пределами города. Я видел, как организована загородная жизнь в Европе и США, где жилье строится сразу со всей необходимой инфраструктурой. В любом, даже самом простом городке, есть хорошие дороги, магазины рядом, небольшие семейные рестораны, школы и школьные автобусы для детей.
Когда мы с семьей переехали в свой дом в коттеджном поселке под Питером, мы остро ощутили нехватку инфраструктуры. В России за городом все самое примитивное, магазины больше похожи на ларьки, практически нет общественных пространств. Поэтому нам пришлось смириться, что поездки за покупками, в кафе и другие интересные места теперь станут случаться реже.
Самым непредсказуемым оказался вопрос обучения. Когда подрос старший сын, ближайшая государственная школа, на которую мы рассчитывали, оказалась переполнена. В классах было по 45 человек.
Мы выбрали частную школу, которая находилась ближе. Школа была весьма дорогая, в классе — 7 человек. Но не все шло гладко: ребенок постоянно отвлекался от уроков, мы слушали претензии со стороны учителей. А потом сыну поставили диагноз — СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Тогда мы приняли решение перевести его на домашнее обучение, где он сможет получить больше внимания и усвоить значительно больше, чем в группе.
Что делал
Я стал искать сервисы для комфортного дистанционного обучения сына. Многие преподаватели и репетиторы используют скайп и зум. Но они заточены под потребности бизнеса — их функционал не совсем подходит для обучения детей, особенно точным наукам. Учителям приходится показывать в камеру экран своего компьютера или листы с записями, которые в классе должны быть на доске, а детям — фотографировать решение задач в своей тетради и отправлять преподавателю в чат. Это отнимает много времени от самого процесса обучения и заставляет обе стороны подстраиваться под существующие технические возможности.
В какой-то момент возникла идея создать приложение специально для дистанционного обучения. Приложение, которое поможет ребенку учиться так же, как в классе, а преподавателям — работать с существующими материалами, а не переделывать их в примитивные игровые формы. Которое позволит ученикам и учителям пользоваться преимуществами дистанционного образования и быть мобильными, а не привязанными к домашнему компьютеру.
Я хотел, чтобы у учителя была доска, у учеников — тетради, все могли слышать друг друга и общаться между собой. Чтобы ученики могли поднимать руку и отвечать у доски, а учитель — наблюдать за их работой в тетради и вносить правки.
С кем делал
Команду для создания программы я собрал достаточно быстро, учитывая, что работаю в сфере IT. У всех участников есть дети, вопросы их образования волнуют каждого, поэтому моя идея нашла отклик у ребят.
На начальном этапе нас было трое: два разработчика и я в роли продакт-менеджера. Позже к нам присоединился еще один разработчик, и мы работали над продуктом вчетвером. На стадии, когда концепция была сформирована и потребовалось много технической работы с кодом, мы стали расширять команду: кто-то привлекался на отдельные задачи, а кто-то работает с нами на постоянной основе.
Поскольку это стартап, вся работа строилась на нашем энтузиазме и собственных ресурсах.
Как делали
Первоначальной идеей было объединить веб-интерфейс с основным функционалом приложения на компьютере и планшет, который ученик использует в качестве тетради, а учитель — в роли доски. В веб-интерфейсе должны были быть функции видео, аудио, демонстрация доски и вывод на экран тетради любого из учеников, возможность обмена файлами и многие другие.
В процессе разработки мы сталкивались с техническими сложностями, меняли функционал приложения. Так, на этапе proof of concept мы приняли решение отказаться от использования нескольких устройств участниками, поскольку это ставило крест на их мобильности, и ограничиться одним планшетом.
Позже стало ясно, что при работе на планшете видео теряет свой смысл — пока пользователь делает записи, камера снимает потолок, а не его самого. Учитывая, что качество видеосвязи к тому же часто страдает из-за плохого интернета, мы решили отказаться и от этой функции. Но, возможно, вернемся к ней чуть позже, когда найдем красивое решение.
При создании приложения для нас было важным использование ручки для рукописного ввода. Это дает широкие возможности в изучении точных наук, где используется большое количество специфических символов. С нашей точки зрения, самый лучший пользовательский опыт среди подобных устройств — у Apple Pencil в связке с iPad. Благодаря высокой отзывчивости достигается эффект реального письма, почти как на бумаге. Поэтому мы начали с него, и пока приложение доступно только на iPad. Но в нынешнее время нельзя ограничиваться одной платформой, и как только мы найдем ресурсы — выпустим версию для Android-планшетов.
Хочется также дать возможность тем, у кого нет планшетов, пользоваться приложением с телефона. Но для этого предстоит решить ряд нетривиальных задач: как обходиться без ручки, как удобно разместить интерфейс на небольшом экране и тому подобное. Сейчас мы думаем над тем, как все это сделать.
Что получилось
Мы включили в приложение те функции, которые планировали изначально, и некоторые добавили в процессе разработки.
Для того, чтобы воспользоваться Vico SmartBoard, не нужна регистрация. Пользователь (учитель) вводит в специальном окошке название урока и входит в класс, после чего может поделиться ссылкой на урок со всеми остальными участниками.
Вот так выглядит основной экран урока.
Интерфейс в классе
У каждого участника есть два пространства: общее и персональное, между которыми можно переключаться. Общее — доску — видят все участники, персональное — тетрадь — сам ученик и учитель. Тетрадь учителя не видит никто, кроме него самого.
Учитель может разрешить одному или всем ученикам рисовать на доске, включить микрофоны всех участников для совместного обсуждения или вызвать к доске кого-то одного.
Изображение с доски в любой момент можно сохранить в формате pdf и раздать ученикам. Также учитель может вывести на доску или раздать в тетради файл с заданием, поверх которого можно рисовать. Может заглянуть в каждую тетрадь, чтобы проконтролировать ход решения ученика, или вывести одну из тетрадей на доску.
Каждый может видеть список присутствующих на уроке, время от его начала, прикладывать к уроку файлы с заданиями.
У учеников интерфейс несколько отличается. Они не могут управлять действиями других участников, зато могут поднять руку, чтобы ответить у доски.
Всем участникам урока доступны несколько функций рисования и редактирования: классическая ручка, ластик, который позволяет удалить часть рисунка или все изображение на странице, и указка, которая оставляет след на листе лишь на время.
Приложением можно пользоваться на русском, английском и немецком языках, готовится локализация на французский.
Мы постоянно тестируем приложение сами и с помощью наших пользователей, собираем обратную связь, при необходимости модифицируем его работу и расширяем функциональность.
Куда дальше
Создавая Vico SmartBoard, мы в первую очередь думали о решении задачи, которую поставили перед собой, и лишь в общих чертах представляли, как его можно монетизировать. Сейчас оно доступно пользователям iPad бесплатно, и так будет всегда — это единогласное решение нашей команды. В будущем мы запустим премиум версию, чтобы обеспечить стабильную работу и поддержку.
Создание собственного приложения — это сложный процесс, ресурсоемкий с точки зрения времени, нервов и финансовых инвестиций. Но я никогда не получал такого удовлетворения от потраченных средств и времени, как при создании этого продукта. Наблюдать, как мой сын занимается с преподавателями в удивительно живом формате, как он вовлечен в процесс обучения через Vico SmartBoard — это уже большая награда для меня как отца и как инженера.
Сейчас мы находимся в поиске образовательных учреждений в России для развертывания тестовой зоны. Мы ищем классы, оборудованные планшетами, для полноценной отладки приложения под использование в школьных или факультативных программах. За рубежом (в США и ЕС) уже планируется запуск нескольких опытных районов.
Если вам интересно внедрить современную платформу для дистанционного обучения, мы будем рады получить ваш отклик на электронную почту mk@vicocom.com.
Наш сайт:
Скачать приложение на App Store:
А отказ от видео не лишает учителя контроля за учениками? Он же должен видеть, что дети слушают его и не отвлекаются.
Это интересная задача и видео тут не панацея. Дети отвлекаются и в классе, где учитель их видит. Для меня проблема внимания ребёнка как вы поняли особенно актуальна.
У этой задачи есть решение, над которым мы работаем в факультативном режиме. Это фиксирование через камеру на устройстве внимание ученика и по итогам проведенного урока мы сможем давать учителю и оценку степени вовлеченности каждого ученика.
Однако по своему опыту отмечу, что происходящие события на мерцающем экране магического ipad держат внимание моего сына весьма неплохо.
Молодцы ребята, хорошее дело! Удачи Вам.
Спасибо за добрые слова =)
А можно кратко пояснить, почему не стали дорабатывать какойнибудь существующий open source сервис, например, вместе с BigBlueButton
Пока увидел только сохранение экрана в pdf из дополнительной полезности которого нет в bbb, и которым мы уже несколько лет используем. Зато и андроид и стабильный проект с давней историей.
Прежде всего отмечу, что сервисы подобные BBB ориентированы на бизнес пользователей для проведения совещаний и презентаций, а не для учебного процесса. Если вы используете весь стек технологий от одного сервиса, вы получаете и все ограничения связанные с привязкой только к одному указанному сервису.
Мы же хотели иметь определенную свободу для манёвра, так как в процессе разработки мы могли изменить требования к продукту.
Важно отметить, что поставленная нами задача не решалась в лоб с использованием существующих сервисов. Мы же хотели в одном приложении получить весь экспириенс живого обучения в классе. Я как учитель слышу учеников работаю с ними на доске в реал тайме в одностороннем или групповом формате и что чрезвычайно важно имею приватную тетрадь ученика куда могу как учитель направлять задания и контролировать их выполнение.