Пишу, как человек потративший пару лет на изучение, проверку гипотез и экспертизу для подобного проекта.
К сожалению, мы пришли к выводам, что реализовать подобный проект в российский реалиях очень сложно. Слишком много факторов мешающих "цифровой революции" в сфере аренды недвижимости.
Несколько проблем с которыми мы столкнулись:
1. Консервативность рынка Я понимаю, что вы ориентированы на более прогрессивную аудиторию и в количестве ваша ЦА только будет расти, но эта игра в очень долгую.
Стоит заметить, что прогрессивная часть в большинстве своём не имеет своей недвижимости и, если привлечь арендаторов будет не сложно, то вот с арендодателями, я уверен, будут проблемы.
2. Институт доверия В России с этим большие проблемы, о чём неоднократно писали комментаторы выше. Люди не доверяют друг другу, не доверяют бизнесу, не доверяют государству. Можно было бы сказать, что не доверяют малым компаниям, а вот большим доверяют. Но и это не так.
Чего стоит Яндекс.Такси, который не несёт ответственности за их же косяки пользуясь лазейками, что они просто информационная платформа.
Может быть, люди доверяют банкам? - Отзывы лицензии (я понимаю, что это чистка), банкротство банков, потерянные деньги вкладчиков, высокая ключевая ставка и т.д.
Ну, может быть, тогда девелоперам и агентствам недвижимости? - Про девелоперов вообще молчу, пострадавших по всей РФ десятки, а то и сотни тысяч. А вот риелторов значительная часть населения терпеть не может (мы проводили опросы), т.к. в 90% они не делают никакой работы, это настоящие вредители.
3. Судебная система, институт права. Не составит труда найти сотни историй про то, какой арендатор/арендодатель плохой. Неадекватных полно и с той, и с другой стороны. Вы снижаете риски проверкой и той, и другой стороны - это хорошо, это уменьшит вероятность, но конфликтные ситуации возникают на российском рынке намного чаще, чем хотелось бы, и в такой ситуации в нормальном правовом государстве люди обращаются в гражданский суд.
В России в суды идут в очень редких случаях. Население не доверяет судебной системе (спойлер: потому что она не работает). Также замечу, что даже правильно составленный договор, к сожалению, у нас не всегда работает. Описывать не буду, но у меня есть негативный опыт.
4. Налоги, теневой сектор экономики. Никто не хочет платить налоги. И не потому что люди жадные, а потому что:
- Их можно не платить (нет ответственности за неуплату)
- Они высокие. С одной стороны 13% это не очень то много, но учитывая, что 90% его вообще не платит, то 13% это очень весомо.
У нас была идея договориться с муниципалитетами о постепенном введении налога и льготной ставке, и у нас даже были некоторые договоренности о пилоте, но дальше разговоров дело не пошло (с нашей стороны).
Эта схема была выгодна для всех. Сектор в городе, хоть медленно, но становится белым. Арендодателя мы не шокируем и не обязываем платить, а подготавливаем и завязываем его на свою экосистему, после чего, осознавая выгоду работы с сервисом, можно говорить о налоге.
- Налоги неправильно тратятся. Не многие об этом задумываются, но всё равно, есть такое мнение. Платить налоги, чтобы мне потом каждый год плитку перекладывали - нет уж. Когда власти начнут слышать народ, его потребности, тогда можем поговорить о доверии к власти и желании платить налоги.
Для сравнения, кстати, можете посмотреть на Швецию или Данию. Там конские налоги, но есть определенная культура и высокое доверие общества к государству. И если в РФ говорят, что налоги это жопа, то там говорят о том, что это неплохо, т.к. именно высокие налоги обеспечивают высокий уровень жизни.
5. Богатые и влиятельные конкуренты В штатах принято поглощать маленьких, но перспективных конкурентов. В России принято давить административным ресурсом. Все агентства недвижимости фактически ваши конкуренты. Безусловно, ваш продукт, даже со всеми недоработками будет лучше их, но если они почувствуют опасность, им это может очень не понравиться.
Как я уже сказал выше, в штатах вас просто выкупят, т.к. это выгодно, а в РФ, где некоторые отрасли застряли еще в 90-ых, а крупные игроки имеют своё лобби, это будет немного сложнее. Поэтому настоятельно рекомендую обзаводиться влиятельными и богатыми партнерами, которые увидят выгоду в том, чтобы взять вас под протекцию.
К примеру, тот же Mail.ru (который недавно выкупил 33Слона), Яндекс, ПИК, Avito. Возможно, даже Сбербанк и ВТБ, которые скоро выкупят всё, что можно и нельзя.
Сейчас будет длиннопост..
Пишу, как человек потративший пару лет на изучение, проверку гипотез и экспертизу для подобного проекта.
К сожалению, мы пришли к выводам, что реализовать подобный проект в российский реалиях очень сложно. Слишком много факторов мешающих "цифровой революции" в сфере аренды недвижимости.
Несколько проблем с которыми мы столкнулись:
1. Консервативность рынка
Я понимаю, что вы ориентированы на более прогрессивную аудиторию и в количестве ваша ЦА только будет расти, но эта игра в очень долгую.
Стоит заметить, что прогрессивная часть в большинстве своём не имеет своей недвижимости и, если привлечь арендаторов будет не сложно, то вот с арендодателями, я уверен, будут проблемы.
2. Институт доверия
В России с этим большие проблемы, о чём неоднократно писали комментаторы выше. Люди не доверяют друг другу, не доверяют бизнесу, не доверяют государству. Можно было бы сказать, что не доверяют малым компаниям, а вот большим доверяют. Но и это не так.
Чего стоит Яндекс.Такси, который не несёт ответственности за их же косяки пользуясь лазейками, что они просто информационная платформа.
Может быть, люди доверяют банкам? - Отзывы лицензии (я понимаю, что это чистка), банкротство банков, потерянные деньги вкладчиков, высокая ключевая ставка и т.д.
Ну, может быть, тогда девелоперам и агентствам недвижимости? - Про девелоперов вообще молчу, пострадавших по всей РФ десятки, а то и сотни тысяч. А вот риелторов значительная часть населения терпеть не может (мы проводили опросы), т.к. в 90% они не делают никакой работы, это настоящие вредители.
3. Судебная система, институт права.
Не составит труда найти сотни историй про то, какой арендатор/арендодатель плохой. Неадекватных полно и с той, и с другой стороны. Вы снижаете риски проверкой и той, и другой стороны - это хорошо, это уменьшит вероятность, но конфликтные ситуации возникают на российском рынке намного чаще, чем хотелось бы, и в такой ситуации в нормальном правовом государстве люди обращаются в гражданский суд.
В России в суды идут в очень редких случаях. Население не доверяет судебной системе (спойлер: потому что она не работает). Также замечу, что даже правильно составленный договор, к сожалению, у нас не всегда работает. Описывать не буду, но у меня есть негативный опыт.
4. Налоги, теневой сектор экономики.
Никто не хочет платить налоги. И не потому что люди жадные, а потому что:
- Их можно не платить (нет ответственности за неуплату)
- Они высокие. С одной стороны 13% это не очень то много, но учитывая, что 90% его вообще не платит, то 13% это очень весомо.
У нас была идея договориться с муниципалитетами о постепенном введении налога и льготной ставке, и у нас даже были некоторые договоренности о пилоте, но дальше разговоров дело не пошло (с нашей стороны).
Эта схема была выгодна для всех. Сектор в городе, хоть медленно, но становится белым. Арендодателя мы не шокируем и не обязываем платить, а подготавливаем и завязываем его на свою экосистему, после чего, осознавая выгоду работы с сервисом, можно говорить о налоге.
- Налоги неправильно тратятся.
Не многие об этом задумываются, но всё равно, есть такое мнение. Платить налоги, чтобы мне потом каждый год плитку перекладывали - нет уж. Когда власти начнут слышать народ, его потребности, тогда можем поговорить о доверии к власти и желании платить налоги.
Для сравнения, кстати, можете посмотреть на Швецию или Данию. Там конские налоги, но есть определенная культура и высокое доверие общества к государству. И если в РФ говорят, что налоги это жопа, то там говорят о том, что это неплохо, т.к. именно высокие налоги обеспечивают высокий уровень жизни.
5. Богатые и влиятельные конкуренты
В штатах принято поглощать маленьких, но перспективных конкурентов. В России принято давить административным ресурсом. Все агентства недвижимости фактически ваши конкуренты. Безусловно, ваш продукт, даже со всеми недоработками будет лучше их, но если они почувствуют опасность, им это может очень не понравиться.
Как я уже сказал выше, в штатах вас просто выкупят, т.к. это выгодно, а в РФ, где некоторые отрасли застряли еще в 90-ых, а крупные игроки имеют своё лобби, это будет немного сложнее.
Поэтому настоятельно рекомендую обзаводиться влиятельными и богатыми партнерами, которые увидят выгоду в том, чтобы взять вас под протекцию.
К примеру, тот же Mail.ru (который недавно выкупил 33Слона), Яндекс, ПИК, Avito. Возможно, даже Сбербанк и ВТБ, которые скоро выкупят всё, что можно и нельзя.