Обратные связи: что сказать кандидатам

Как предоставлять обратную связь кандидатам, которые не прошли собеседование? Нужно ли это делать, в принципе? Что предпринять, чтобы поддержать интерес к компании, даже если вы отказываете человеку? Когда кандидату нужно самому напомнить о себе?

Зачем давать обратную связь?

Даже если мы решили, что кандидат не подходит, человек не должен чувствовать себя забытым. Позвоните или напишите несостоявшемуся сотруднику, используйте обратную связь как инструмент, чтобы прокачать HR-бренд компании.

Это особенно важно, если кандидат уже прошел несколько этапов интервью. В случае отказа с таким человеком важно тактично поговорить. Возможно, вы приобретете союзника в будущем.

Честная обратная связь демонстрирует дваш благожелательный настрой, открытость. Помните, вполне возможно, что кандидаты, которым отказали сегодня, завтра могут стать идеальными претендентами на другую вакансию.

Заботиться о поддержании имиджа компании в глазах кандидатов особенно важно, если вы работаете в нише, где круг специалистов ограничен и все друг друга знают.

Обратные связи: что сказать кандидатам

Пример из практики

Кандидат очень понравился, но в моменте больше на позицию подходил другой претендент. Брать сразу двоих было нецелесообразно. Я позвонила первому кандидату и сказала честно, что сейчас мы берём другого человека, но Вас оставляем в кадровом резерве первой очереди. Очередь подошла примерно через полгода, когда компания расширяла штат. Оказалось, кандидат не ушел с прошлого места работы и взял паузу в поиске новой позиции. Он смог принять наш оффер спустя полгода, и мы успешно работаем вместе уже не один год.

Можно ли давать обратную связь сразу после интервью?

Если об этом не просит сам кандидат, то лучше бы этому фонтану не бить.

В то же время, обратная связь в стиле экспресс - возможный вариант, экономит время, а кандидат не будет сидеть и ждать звонка. Так кандидат может сразу начать прорабатывать слабые стороны.

Тут главное взвешивать и подбирать слова. Может быть, есть смысл подготовить обтекаемую формулировку. Представим, кандидат понимает сам, что не прошёл, и по какой-то причине выводит вас на эмоции. В этом случае крайне важно проследить за тем, что ему отвечаете. Все сказанное может быть использовано против вас и против компании в самом неожиданном формате. И наоборот, взвешенная формулировка способна успокоить человека.

Обратная связь - это риски?

Некоторые компании принципиально не дают обратной связи кандидатам, потому что боятся, что словам воспримут неправильно. Я работала в такой компании, достаточно крупной. Поток собеседований был большой, и мы предупреждали кандидатов: если не поступит звонок в течение 3 дней, Вы не прошли дальше. Не перезванивать с отказом - таков был принцип вышестоящего руководства, а цель - экономить время рекрутеров.

Что касается рисков, все зависит от самого рекрутера и от кандидатов, которые тоже встречаются разные. Иногда это вынуждает возвращаться с неконкретной обратной связью: вы нам понравились, но есть кандидат с более релевантным опытом и т.д.. Впрочем, даже такая обратная связь лучше, чем ничего. Человек не остается в подвешенном состоянии.

Обратные связи: что сказать кандидатам

Как же все-таки предоставить полезную обратную связь?

Ключевой совет - всегда думайте именно о полезности. Как поможет кандидату то, что Вы ему скажете? Как Ваши слова отразятся на имидже компании?

Предупреждайте кандидата, когда свяжетесь с ним и соблюдайте оговоренные сроки.

Если даёте мотивированный отказ, приводите факты, а не оценочные суждения. Например: “нам нужен человек, который обладает сильными навыками во всём технологическом стеке. Мы видим, что вы очень хорошо работаете с Python, но недостаточно уверенно владеете C++ и Java. Возможно, вам стоит изучить аспекты А и Б. Тогда ваша конкурентоспособность вырастет на 40%”.

Конструктивный разговор не вызовет у собеседника ощущения, что нарушены его личные границы. Адекватный кандидат прислушается к совету, а может быть, попросит рекомендации для развития.

Важно предоставлять сбалансированную обратную связь - не только рассказать кандидату, чего ему не хватило на собеседовании, но и указать его сильные стороны, которые Вы заметили в ходе интервью.

И, конечно же, обратная связь должна быть своевременной. Для линейной позиции это несколько рабочих дней. Для топ-позиций - несколько недель. Не выходите за эти рамки. Если обсуждение затягивается, предупредите его об этом кандидата.

Стоит кандидату самому выходить на HR-а и рекрутера за обратной связью, если они не возвращаются в оговоренный срок?

Иной раз позвонить HR-у даже нужно. В череде собеседований на линейные позиции HR, увы, может забыть дать обратную связь, хотя это и не вполне профессионально.

Впрочем, если кандидат прошел дальше, то ни один HR не забудет ему позвонить.

С другой стороны, может быть такая ситуация: подбирают менеджера по активным продажам и хотят посмотреть, насколько человек способен сочетать настойчивость и одновременно быть корректным. Тогда HR может специально не звонить, а ждать, что предпримет кандидат.

22
Начать дискуссию