Как эффективно начать продавать услуги и «деньги»? — пошаговый план-минимум для старта продаж экспертизы, консалтинга и услуг для B2B и B2C

Как разработать оффер и продукт в нише, кому его продавать и что необходимо для закрытия сделок с разумной конверсией?
Разбираю в краткой, информативной статье и делюсь своим опытом.

Как эффективно начать продавать услуги и «деньги»? — пошаговый план-минимум для старта продаж экспертизы, консалтинга и услуг для B2B и B2C
Привет! Меня зовут Шубин Никита, я консультант, бизнес-аналитик и руководитель HR-проектов. Сотрудничаю с гигантами, лидерами рынка в России и мировыми брендами: "Mars Inc.", "ПАО Сбербанк", "En+ Group" и другими компаниями разного масштаба, которым я помогаю увеличить доходы, сократить расходы, наладить операционную деятельность, внедрить автоматизацию/фреймворки и курирую вопросы по управлению персоналом: адаптация, обучение, мотивация, грейдирование, наставничество, найм, оценка и ротация. Сейчас я рассматриваю предложения к стратегическому и операционному сотрудничеству, открыт для новых клиентов и в поиске уникальных экспертов в своей области для нетворкинга и сотрудничества уже сейчас или в будущем.

Скорее всего, Вы — эксперт или специалист своего направления, который пожелал выйти из найма и предоставлять свои услуги от лица самозанятого, ИП или юр. лица.

Какую мотивацию в 9 из 10 случаев мозг для нас генерирует и обо что разбиваются влажные представления о фрилансерах с айс-латте в старбакс на тропическом острове?

  • Не хочу работать на дядю 5/2
    ________________________________
    — Да, ты навсегда забудешь о 40-часовой рабочей неделе. Вступив на этот путь самурая, придётся работать и думать о работе каждый божий день, чтобы зарекомендовать себя на рынке и увеличить доход.

  • Хочу быть начальником сам для себя
    ________________________________
    — Ну... Юридически ты, безусловно, прав. Но если протереть глаза и немного вникнуть в суть вещей, то твоим начальником теперь является каждый твой заказчик.

Ты всё ещё твёрдо уверен, что твоё счастье в жизни — это быть маленьким моторчиком, а не большой шестерёнкой?

Супер!

Точка A и точка B обозначены, теперь самое сложное: от мыслей к действиям.

Выбор ниши и немного о её потенциальной смене

Тут всё предельно просто: кто-то начинает свою самостоятельную трудовую деятельность на том навыке, который имеет, а кто-то идёт и обучается на всевозможных курсах.

Сказать, что курсы и обучения бесполезны, было бы невиданным кощунством с моей стороны, ведь обучение — прекрасный инструмент для углубления в потенциально-интересные для нас сферы и направления.

Если у Вас нет дела, ради которого каждый день хочется просыпаться — настоятельно рекомендую накопить увесистую подушку и найти то самое, что по любви.

Большое количество предпринимателей, с которыми мне довелось встречаться в работе и за её пределами, выбирали путь совмещения: зарабатывали на том, что они уже умеют, для того, чтобы не ощущать сильной просадки в финансах при переходе в новую нишу.

При наличии увесистого страха неудачи рекомендую начинать открывать свою практику, работая ещё в найме. Метод крайне трудо- и времязатратный, но мы живём в обществе обязательств — семьи, кредиты и другие причины, которые сильно поднимают цену неоправданного риска.

Но есть и другие варианты:

  • Бизнес на своей экспертности. (Например, Вы — маркетолог, уходите в свободное плавание в аналогичном направлении или открываете своё маркетинговое агентство. Как по мне, изначально — самая потенциально-успешная позиция)
  • Рискнуть и нырять с головой в новую нишу. (Не забывайте, что каждый риск должен быть оправдан и обоснован чем-то большим, нежели "хочу попробовать и верю в себя")
  • Накопления. (Пожалуйста, поймите, что кредитование — это не накопление. Очень много людей прогорает уже на данном этапе и строят заведомо невыгодный и не выдерживающий финансовых обязательств бизнес. Крайне не рекомендую в 9 из 10 случаев).

Окей, допустим, нишу мы выбрали. Что дальше?

Создание продукта(-ов)

У нас в стране очень любят стиль "заниматься всем, и одновременно ничем". Это когда ты, например, основываешь агентство широкого профиля, а твой лозунг — Маркетинговое агентство ООО "БНАЛ", услуги под ключ.

Либо же, наоборот, только в Вашей голове эта проблема повсеместна и актуальна: на деле, спрос на услугу почти отсутствует и дело не в том, что Вы не можете донести ценность своей услуги — она просто хреновая.

Нужно ли говорить, что процессы анализа рынка и конкурентов необходимы как при старте деятельности, так и уже при её непосредственном ведении?

Анализируем рынок, подтверждаем наличие проблемы, разрабатываем РЕШЕНИЕ.

Любое сотрудничество с экспертом подразумевает под собой выгоду: материальную, операционную, да какую угодно — прибыль от Вашей деятельности может быть прямой или косвенной, это не так важно. Важно то, что Вы способны забрать на себя головную боль или задачи бизнеса и эффективно с ними разобраться. В этом и есть Ваш оффер, далее, мы будем его упаковывать.

Определение целевой аудитории и идеального портрета клиента

На этом этапе очень важно не уйти в излишнюю избирательность, искусственно урезая потенциальные доходы бизнеса и не работая с не целевой или холодной аудиторией.

Объясню на примере моих основных услуг — консалтинг, аудит и оптимизация бизнес-процессов (сокращение издержек, максимизация прибыли) и масштабирование. Я в буквальном смысле продаю бизнесу "ДЕНЬГИ", поскольку моя работа отражается напрямую на финансовых и исчисляемых показателях.

Мне не важно, сколько лет моему заказчику. Мне не важно, какого он пола. Не важно, в какой нише он работает — суперспособность консультантов заключается в возможности погружаться в процессинг на уровне ДНК в короткие сроки.

Реальный вес для меня имеет только платежеспособность — если предприниматель/компания готовы платить за решение и предупреждение своих проблем, увеличение капитализации, чистоту операционки и другие предоставляемые мной блага — нам точно по пути.

Говоря на чистоту, если у Вас появляется возможность слишком тщательно и кропотливо выбирать своих клиентов и добавлять новые фильтры, это значит лишь то, что Вы упускаете деньги. Вместо того, чтобы расширяя отдел или прибегнув к аутсорсингу взять пять клиентов, Вы лишь максимально загружаете своих сотрудников двумя проектами, зато "идеально подходящими".

Так что, без особой наглости составляем портреты наших потенциальных заказчиков, будь то человек, компания или и те, и другие, отвечая на следующие вопросы:

  • Возраст
  • Пол
  • Сфера деятельности
  • Капитализация
  • Применяемые инструменты, фреймворки и готовность к изменениям

А вот теперь мы переходим к самой интересной лично для меня части: продажа своих услуг.

Предпродажная подготовка

На ряд вопросов можно и нужно также ответить себе заранее:

  • Решение какой проблемы ты продаёшь?
    — Об этом мы уже говорили, но закрепляем: думать над ответом на этот вопрос буквально дурной тон.
  • Какую пользу получает клиент в рамках сотрудничества?
    — Услугу-то он получит, но что ещё Вы можете предложить? Это может быть программа лояльности, решение других проблем, новые возможности или приглашения на корпоративные мероприятия, что угодно.
  • Из чего формируется стоимость твоей услуги?
    — Момент крайне важен. Нарабатывая кейсы, не гонитесь за чеком: если Вы всё делаете правильно, цена на Ваши услуги будет расти естественным путём.

    [Важное дополнение — если клиент говорит "дорого", в подавляющем большинстве случаев он просто не понимает, как сформирована стоимость услуги. Объясните клиенту, что входит в стоимость каждой из возможных вариаций сотрудничества в рамках одной услуги — будь то несколько пакетов услуг разного объёма, уровень вовлечённости в компанию или проект и так далее.]
  • Почему ты лучше, чем "вон тот чел"?
    — О конкурентном и рыночном преимуществе в 2024 году до сих пор слагают легенды. Если вы способны предложить нечто больше и интереснее, чем просто качественные услуги, то заслуженная доля рынка не заставит себя ждать.
  • Как я буду связываться с ЛПР? [лицо, принимающее решение, он же СЕО, генеральный или исполнительный директор в приоритете]
Поделюсь одним инсайтом: мой любимый метод выхода на ключевые лица компаний, которые мне не знакомы, но очень интересны, выглядит так — я гуглю, звоню и "линкединю" в разведку, чтобы узнать ФИО CEO и исполнительного директора. Позже или на следующий день я очень уверенно звоню в секретариат и прошу соединить меня с условным, "Алексеем". Люди так устроены, что если Вы называете их святило и начальника сразу по имени, почему-то уверены, что Вашего звонка там и правда ждут, а если умные и сомневаются, всё-равно скажите, что это так.

Используйте все грязные приёмы социальной инженерии для достижения цели, будьте умнее.

Базовая воронка продаж услуг эксперта/компании

Специально для статьи набросал очень упрощённую и даже интуитивно-понятную воронку продаж для обсуждаемого сегмента:

Воронка продаж услуг эксперта или консультанта
Воронка продаж услуг эксперта или консультанта

Благодаря этой воронке мы понимаем, когда и на какой этап необходимо переводить лида.

Выдаю базу по продажам — каждое касание/контакт должно заканчиваться переходом на следующий этап воронки, иначе вы только что потратили время зря.

Однако, не редки случаи, когда лид замораживается на одном этапе воронки: в такой ситуации сразу палкой его не тыкаем, даём время отмёрзнуть (индивидуально, если его боль не срочная — до 2-х недель) и только потом проверяем пульс.

Вам не обязательно сразу начинать вести CRM, в частности, когда продажника нет или он один. Достаточно будет держать этапы движения клиентов на контроле где-нибудь в таблице или планнере и периодически сверяться.

Ну что там со скриптами?

Терпеть-ненавижу это бездушное слово в контексте человеческих взаимоотношений, но в обществе приелось и приходится им фигурировать.

Составление скриптов под каждый формат переговоров строго рекомендуется. Чтобы рассказывая о своих услугах Вы не путались, не сбивались и выходили на стабильно-приемлемую конверсию, необходимо создавать и постоянно дорабатывать изначальный шаблон переговоров.

Скрипт позволяет держать инициативу и вести переговоры так, как это выгодно именно Вам. Да, от скрипта можно и нужно отклоняться в зависимости от ситуации — это и отличает Нас от бездушных роботов и помощников с искусственным интеллектом.

В каждой ситуации скрипт составляется индивидуально, но Вот, что я могу Вам настоятельно рекомендовать:

  • Ваша цель — донести информацию именно ЛПР. Стройте разговор от его боли и интереса, а не от своего желания продать
  • Начинайте общение формально, даже если корпоративный стиль не для Вас. Человек, с которым вы общаетесь, сейчас находится на работе: в этой среде для него повсеместно и комфортно принимать формальный стиль общения в любой ситуации
  • Меньше сложных для восприятия на слух предложений
  • Не оперируйте терминами, если Вы не уверены, что Ваш собеседник понимает значение каждого из них
  • Даже в идущих не по плану переговорах, никогда не позволяйте вывести себя на эмоции. Вы — профессионал и это непозволительно
  • Заканчивайте каждый ключевой тейк целевым вопросом. Например, вы только что рассказали о том, какие услуги можете предложить. Чутко и внимательно поинтересуйтесь, какие боли беспокоят бизнес нашего собеседника и предложите ему свою помощь в решении этих проблем, если Вы действительно компетентны в этих вопросах.
  • Будьте ЭМПАТИЧНЫ. Эмпатия дарит ключ от людей.

А что там дальше?

Дальше идёт презентация Вашего продукта потенциальному заказчику.

Презентация продукта в консалтинге и услугах — это презентация решения проблемы, не забывайте об этом и стройте свой оффер на выгоде для Вашего клиента.

Если клиент спрашивает о Ваших методиках и фреймворках, обязательно расскажите об этом, но сами разговор не инициируйте: если человек ждёт решения проблемы, переложите ответственность за результат на себя и это будет, без сомнения, именно та самая нужная услуга для клиента.

Итак, теперь у нас есть чёткий и проверенный план-минимум, при выполнении которого, на мой взгляд, очень тяжело остаться без заказов и клиентов.

Нарабатывайте кейсы, а долю полученных денег реинвестируйте в покупку баз, SEO и SMM расходы: при такой модели и высоком качестве оказываемых услуг Вы быстро сможете занять своё место в нише и зарекомендовать себя настоящим профессионалом своего дела.

Путь лидера и первопроходца — тернист и рискован. Многие не справляются с ответственностью или упускают качество, но если у Вас получится развивать своё дело, не теряя качества, заслуженная доля рынка для Вас обеспечена.

Давайте обсудим: Что именно мешает Вам так долго сделать шаг в сторону частной практики, если вы давно об этом думаете? Какие решения Вы также можете предложить начинающим ребятам? А может, Вас самих беспокоит другой вопрос?

В моём телеграм-канале Вы найдете большое количество интересных статей про бизнес, карьеру, управление персоналом, статистику и консалтинг: там я часто рассказываю о интересных и узконаправленных темах. А еще, мой материал заимствуют владельцы крупных каналов и издательств — будь с первоисточником :)

Начать дискуссию