Маркетинг и (или?) PR
Подчинение этих функций в компании зависит от ее структуры, приоритетов и целей. В некоторых случаях маркетинг и PR курирует один руководитель, например, директор по стратегическому маркетингу или коммуникациям. В других – разные. Бывает такое, что PR подчинен маркетингу или наоборот. Вариантов много, потому что цели, задачи, методы и инструменты этих двух направлений часто находятся на стыке, а также взаимодополняют друг друга.
Общего между ними как минимум то, что
- оба используют коммуникацию как ключевой инструмент
- взаимодействуют с аудиторией через контент
- нацелены на укрепление позиций на рынке и/или в медиапространстве и (как правило, хотя не всегда) повышение узнаваемости
- одинаково подвержены тенденциям в плане выбора форматов и инструментария (например, переход в диджитал)
Базовые отличия
1) Маркетинг направлен на привлечение и удержание клиентов, т.е. напрямую влияет на продажи. PR формирует имидж и влияет на выручку косвенно.
2) Целевая аудитория маркетинга – клиенты (потенциальные и существующие). У PR - широкая общественность, включая СМИ, партнёров, инвесторов.
3) Маркетинг продвигает продукт через рекламу, соцсети, рассылки, даже нативный контент или формат реализует эту функцию. PR - через публикации, мероприятия, тон коммуникации в различных источниках формирует определенный контекст для восприятия.
4) Маркетинговые инструменты имеют конкретный фокус (продукт, услуга, коллекция и т.д.). У PR охват шире (компания, бренд, репутация, имидж, узнаваемость в целом).
5) Временной горизонт оценки маркетинга – краткосрочный и среднесрочный. PR – долгосрочный с накопительным эффектом.