Логотипы автомобилей: Как визуальная идентичность усиливает бренд
Вы когда-нибудь замечали, что большинство логотипов автомобилей имеют сферическую / округлую, похожую на контейнер форму?
Безусловно, существуют и исключения в виде векторных/стреловидных форм, символизирующих движение вперёд (например, Citroën),
или метафор, базирующихся на образах животных, подчёркивающих идею мощи и скорости (например, Jaguar, Aston Martin или Bentley).
Некоторые бренды совмещают все три типа форм (например, Peugeot, Ferrari и Lamborghini).
Повсеместное использование сферических форм в логотипах авто сильно контрастирует с их нечастым применением в логотипах других товаров. Возьмём для сравнения лишь две ниши –
одежда:
и технологии:
Совпадение или простое копирование, скажете вы? Не могли же дизайнеры логотипов автомобильных марок устроить тайный заговор, чтобы использовать именно контейнерную форму! Является ли она отображением упрощённого представления о данном типе транспортного средства: автомобиль = контейнер? Неужели все дизайнеры бессознательно выбрали эту форму? Или же это тенденция/тренд?
Сложно сказать, насколько осознанным было это дизайнерское решение, но с уверенностью можно сказать, что этот утончённый невербальный аспект брендинга имеет значение. Контейнер - общеизвестная образ-схема, которую когнитивные лингвисты определяют как один из основных строительных блоков человеческого познания и мощный инструмент для создания смысла.
Схемы образов считаются основными строительными конструкциями человеческого восприятия. Они обеспечивают абстрактное представление пространственных отношений. Это может показаться очевидным, но топология схемы образа контейнера включает в себя внутреннее, внешнее и границу между ними:
Схемы образов также являются пред-понятийными, условно запечатлёнными в нашем «коде». То есть нас не учат тому, что они из себя представляют, как буквы или цифры, а мы познаем их через наши собственные телесные взаимодействия с окружающей средой. Самое первое, конечно же, это материнское лоно, которое мы воспринимаем как контейнер. После рождения в процессе поглощения пищи мы уже своё тело начинаем воспринимать как контейнер.
На основе первых физических взаимодействий мы формируем и постепенно расширяем логику схемы образа. Применительно к контейнеру, мы осознаём, что внутреннее содержимое защищено от внешних условий. Основываясь на запечатлённом опыте защищённости, которая присутствует в нашей жизни в определённые моменты (например, внутри материнской утробы, внутри построенного из подушек домика, нырнув с головой под одеяло на кровати в спальне), мы проецируем эти ощущения комфорта и защиты на другие наши впечатления от контейнеров. Внутри нас живёт очень чёткое представление: контейнер = безопасно и комфортно.
В своей визуальной идентичности автомобильные бренды умело заимствуют общечеловеческое представление о свойствах контейнера. В логотипах автомобильных марок использование данной формы вызывает у покупателя на подсознательном уровне чувства защищённости, безопасности, комфорта, которые изящно подводят потребителя к мысли о надёжности и безотказности конкретного автомобиля.
Визуальная идентичность важна для любого бренда. И то, какие смыслы / образы /метафоры будут заложены в логотип, очень сильно влияет на восприятие (и, как следствие, продажи) продукта и всего бренда в целом. Именно поэтому разработками визуальных компонентов бренда должны заниматься профессионалы, которые заложат в логотип правильные смыслы, легко считываемые целевой аудиторией.