Как с нуля создать эффективный сценарий чат-бота?
Для тех, кто не знает. Сценарий или схема чат-бота — это логика его работы, порядок отправки сообщений, структура автоответов, то есть весь функционал бота.
От схемы и сценария бота зависит его результативность (рост продаж, снижение негативных отзывов клиентов, улучшение автоматизации процессов) . Сегодня рассмотрим этапы разработки сценария бота, которых мы придерживаемся в наших проектах.
1 этап: Проработка
Определение точки А бизнеса клиента
(как всё работает сейчас + вводные данные о проекте)
Для получения информации о бизнесе заказчика мы проводим созвон, на котором задаем вопросы относительно:
- продукта и ниши
- текущего пути клиента от заявки до покупки
- акций и бонусов
- обработки заявок на данный момент (всё происходит вручную или есть какой-либо бот)
- желаний/просьб клиентов, которые нужно учитывать при составлении «вопросов-ответов» в боте
- наличия менеджеров по продажам (если они есть, то сколько?)
- FAQ и возражений клиентов
Исследование «точки А» в бизнесе важно потому, что при внедрении чат-бота нужно не ломать структуру обработки заявок, коммуникации с клиентами, а разумно её подстроить под новый формат — улучшив и автоматизировав текущие процессы.
Постановка целей и определение типа бота
Существуют разные типы ботов (бот-визитка, бот для закрытого клуба, бот для акционных мероприятий, обычный бот для рассылок цепочки писем, игровой бот для геймификации и др.)
Аналогично есть и множество целей разработки бота, например:
- Сбор лидов и данных клиентов для отдела продаж с целью дальнейшего прогрева и дожима до оплаты.
- Оформление заказов, оплата, отслеживание доставки, сбор обратной связи от клиентов (преимущественно для интернет-магазинов) .
- Ответы на шаблонные вопросы.
- Информирование потенциальных клиентов об акциях, мероприятиях.
- Личный помощник или техническая поддержка. Бот может консультировать клиентов по вопросам в любое время суток.
- Обратная связь.
Когда определяем конкретную ЦЕЛЬ и ТИП бота, переходим к выбору модели сценария.
Выбор модели для написания сценария бота
«Пирамида»
Простая схема, в ходе которой бот, получив конкретный ответ от пользователя, выдает ему два-три варианта контента. С пирамидой можно реализовать ботов-консультантов, несложные и мелкие игры, техподдержку.
«Перчатка»
Схема средней длины с одной центральной точкой, от которой идут ответвления в разные стороны (по типу запястья и пальцев). Ответвления заканчиваются либо остановкой чат-бота, либо возвращением на один или несколько этапов назад.
Часто «перчатка» используется в инфобизнесе, когда во время запуска идет сначала прогревающая рассылка, потом серия напоминаний о вебинаре и завершение всей цепочки дожимами к оплате курса. Мы можем делать разные ответвления в зависимости от того, купил человек курс или нет, пришёл на вебинар или нет — в каждом случае подписчику отправляется разный контент.
«Карта»
В этой схеме у пользователя есть два варианта перемещения. Человек может изучать какой-либо продукт , искать нужные функции в личном кабинете (если такой реализован прямо в мессенджере) или отвечать на вопросы бота с несколькими вариантами ответов.
«Квест»
Это сложная, со множеством ответвлений схема. «Квест» можно внедрять при разработке игры или глобального путеводителя по продукту/услуге. Также схема «Квест» используется при коммуникации с пользователями, когда нужно досконально изучить их аватар.
2 этап: Визуальная схема
Чтобы вся структура бота, с момента регистрации подписчика и заканчивая его ключевым действием, была у нас перед глазами, мы создаем визуальную схему или майнд-карту. Она определяет длину и точный порядок пути клиента внутри бота. Ниже готовый сценарий и блок-схема
В создание такой схемы входит:
Выбор графического конструктора
Визуальную схему можно создать в сервисах Xmind, Realtimeboard, Mindmeister Coggle — базовые функции бесплатны. Но мы обычно используем miro или diagrams — там, как оказалось, визуально проще работать не только нам, но и всей команде: маркетологу, дизайнеру, копирайтеру и т.д.
В дополнение, мы всегда можем менять схему (порядок блоков, то есть действий бота), если такое потребуется. Например, по просьбе клиента или после переосмысления маркетинговой стратегии.
Блоки (кол-во сообщений)
Сейчас недостаточно 6-8 «касаний» с пользователем внутри бота. Человека нужно увлечь контентом и полезными материалами (прогреть), решить проблему и закрыть боль (ненавязчиво продать).
Поэтому блоки бота должны включать в себя минимум 15-20 “касаний”. Но тут все ещё зависит от выбранного типа бота — чем он сложнее по функционалу, тем больше будет блоков (сообщений).
Кнопки
Кнопки — это один из самых интуитивно понятных и удобных для пользователей элемент чат-ботов. Они выполняют функцию быстрой навигации: человек нажимает, куда ему нужно, и сразу получает информацию по выбранной категории или перенаправляется на иной ресурс (в случае перехода на сайт или службу поддержки). Также кнопки добавляют элемент геймификации в диалог и экономят время человека — не нужно никуда звонить или писать для получения информации.
С клиентом определяем: какие будут кнопки, где они будут находиться в боте (в каком порядке) и какие функции выполнять.
Условия и таймер (задержка перед ответом)
Часто при выполнении одного условия нужно отменить другое. Например, если подписчик купил продукт, будет странно присылать ему серию дожимающих писем с призывом “купить” То есть в данном случае должно сработать условие: отмена всех дожимных рассылок при покупке товара/услуги.
Другой пример: человек находится на вебинаре, а ему приходит по 5-10 сообщений с напоминанием в духе “мы уже начали, ты где?” Здесь нужно поставить условие, что если подписчик перешел в комнату трансляции, нужно отменить рассылку напоминаний.
Кстати, чтобы настроить такие напоминания, используются условия + таймер.
Таймер — важная деталь в структуре бота, благодаря которой пользователя не засыпает сообщениями в первые минуты подписки на бота. Также таймер позволяет отложить выполнение следующего шага через определенный период времени:
● моментальный ответ
● на следующий день (ожидание следующего календарного дня)
● дата / время (указывается определенная дата и время. Если время уже прошло переход к следующем блоку будет выполнен сразу)
● через N дней, часов, минут, секунд
Для обычных реплик нужно выдерживать 1-2 секундную паузу с целью имитации реального разговора.
Перепроверка логики
Когда уже собрана визуальная схема бота, мы ещё раз проверяем всю логику — проходимся по всем этапам и каждому блоку, смотрим, где пользователи могут застрять. Например, на этапе запроса почты может произойти следующее: человек не оставил почту, после чего бот не понимает, как реагировать, и перестаёт посылать сообщения, потому что в структуре не продумано напоминание и проверка заполнения почты.
Далее в боте начинает скапливаться большое количество подписчиков, ждущих следующего сообщения. Или другой случай: бот присылает человеку какой-либо подарок (чек-лист), но он не жмёт на кнопку «Забрать файл / гайд», и бот снова не присылает следующих сообщений, поскольку первое действие не было завершено.
Чтобы в подобных ситуациях бот не останавливался, а «проталкивал» подписчика дальше по воронке, мы продумываем и проверяем на работу такую цепочку действий, которая предусматривает различные действия подписчика и реакции бота на них.
3 этап: Наполнение
Когда схема бота готова, мы можем приступать к наполнению каждого этапа этой воронки. Здесь в силу вступает контент-маркетинг, информация о ЦА и бизнесе клиента, на основе чего будет создаваться текст, картинки, видео и другие материалы внутри бота.
Что входит в контент бота?
Тексты.
Текстовые сообщения должны быть краткими и понятными для подписчика. Длинные тексты, перегруженные канцеляризмами, формальностями и терминами никто не читает. Поэтому стоит отказаться от длинных монологов, а объемные предложения разбивать на блоки, не теряя ключевых смыслов.
По нашему опыту и опыту коллег, оптимальная длина сообщения – от 50 до 60 символов, максимум 150 или ориентир – несколько строк на экране смартфона.
Также в текстах важно подключать эмоциональную связь — психологические триггеры и немного смайликов. Так совершить целевое действие будет проще и желаннее.
Картинки.
На этапе составления структуры бота нужно заранее определиться, где и в каких блоках будет картинка, гиф или видео.
Поскольку часто наши заказчики решали добавить картинку уже на этапе тестирования бота, что приводило к дополнительным затратам по доработкам.
Также картинки нужно добавить заранее потому, что у каждого мессенджера свои условия по размеру. Например, квадратное фото из ВК превращается в прямоугольник в Телеграм, а Вайбер, и вовсе, отображает только середину картинки.
Для каждого мессенджера иногда приходится делать отдельную ветку с картинками, текстами. Что касается ссылок, их мы помечаем UTM-метками, чтобы отслеживать статистику и анализировать конверсию.
Желательно, а иногда даже нужно (!) сделать после создания схемы и контента бота следующие шаги:
Усложнить бота и добавить в него новых функций. Первоначальная схема бота не окончательна, со временем или в результате тестирования мы можем добавить в него новые технические возможности, например:
— помощь в оформлении заказа;
— расчет стоимости услуг;
— интеграция с платежными системами и с CRM-системой;
— опросы;
— гугл аналитика.
— Отследить диалог и улучшить сценарий бота.
В конструкторе бота можно читать переписку клиентов с ботом, параллельно делая себе заметки, как усовершенствовать бота.
Например, если мы замечаем, что пользователь часто отправляет вопросы, на который бот не может ответить, мы изменяем формулировки в сценарии и добавляем новые варианты вопросов-ответов.
Что делать дальше после трех этапов?
Данный алгоритм построения структуры чат-бота не исчерпывающий. Вы можете использовать его как краткую шпаргалку при создании общей схемы бота и работе с клиентами. Но всё, что мы здесь перечислили, это только малая часть того, на что нужно обратить внимание в разработке бота и его совершенствовании.
Ещё есть множество деталей, которые понятны только профессионалам и которые мы используем для создания ботов со сложным функционалом. Если вы хотите создать чат-бота в короткие сроки с продуманной логикой и нешаблонной структурой, оставьте заявку на консультацию в Чатботофф.
#чатботы #автоворонки #сценарий #техзадание #скрипт