Аналитика данных на маркетплейсах. Конспект подкаста с Сергеем Липкиным из MPSTATS
Привет! Это команда Ресурса. Мы запустили подкаст — о данных, бизнесе и данных для бизнеса. Вместе с экспертами обсуждаем, как и зачем бизнесу работать с данными, делимся источниками, свежими аналитическими отчётами и своими инсайтами.
Главное будем фиксировать в удобном формате конспекта — ищите ссылки на конспекты всех выпусков на телеграм-канале Ресурса.
Это конспект шестого выпуска второго сезона подкаста – об аналитике данных на маркетплейсах. В гостях — Сергей Липкин, руководитель партнерского отдела MPSTATS, звезда канала “качай маркетплейсы“.
Что такое MPstats?
MPstats – это комплексный сервис управления продажами на маркетплейсах. Сервис предоставляет большое количество данных с таких маркетплейсов как Ozon, Wildberries и – с недавнего времени – Яндекс.Маркет. Помимо данных, призванных сделать поле управления маркетплейсами более прозрачным, MPstats создал инструменты для помощи в принятии решений при продвижении продуктов на маркетплейсах (например, автобиддер, репрайсер и др.)
Топ функций, которые предоставляет MPstats
- Внешняя аналитика (позволяет посмотреть на действия конкурентов или динамику рынка в нужной категории)
- Внутренняя аналитика (предоставляет данные по товарам/брендам заказчика, помогает определиться с текущим положением и стратегией развития)
- SEO (тот самый инструмент продвижения, регулирующий позицию в выдаче при поиске)
- Автоматизация работы на маркетплейсах: инструменты, позволяющие в автоматическом режиме реагировать на изменения обстановки на основе данных:
- репрайсер – автоизменение цены на товар в допустимом диапазоне
- автобиддер – автоматическое выставление рекламной ставки
- автоответы на отзывы
Как собирают данные для внешней аналитики?
Посредством так называемых парсеров – программ, которые в автоматическом режиме мониторят товары на маркетплейсах. Они собирают всю доступную о них информацию (например, цену, кол-во остатков на складах, кол-во складов, место в выдаче, описание и многое другое) и отправляют в базу данных MPstats. Дальше полученные данные обрабатывают (например, из изменения количества товаров на складе высчитывается количество проданных товаров) и приводят в презентабельный вид.
Касаемо получения данных о рекламных ставках, в MPstats используют уже не парсеры, а API-ключ (это уникальный идентификатор, который используется для аутентификации запросов. Если проблем с запросом не возникает, то программа начинает получать данные с сервера. В данном случае MPstats получил от маркетплейсов ключ и с его помощью может обращаться к их серверам за данными о рекламных ставках, количестве запросов товаров, количестве просмотров и т.д.)
Почему Ozon предоставляет доступ к меньшему количеству параметров, чем Wildberries?
Поскольку Wildberries является лидером E-com рынка, он берет на себя большую долю всех продаж и заказов. Ozon на втором месте, а потом Яндекс.Маркет. Вследствие этого большинство клиентов MPstats обращаются к ним за данными именно по Wildberries, что является важной причиной, почему его аналитика более развита, чем, например, у Ozon.
Есть ли у MPstats уникальные данные или характеристики, которых нет у других аналогов?
Да, например, точность отображаемых данных. Но в плане данных, сервис работает с данными, которые может достать любой человек, умеющий работать с парсерами и API. Ключевое отличие – как эти данные далее обрабатывают и визуализируют.
Сколько денег сейчас оборачивается на маркетплейсах и какие категории товаров находятся в топе не только по продажам, но и по темпам роста?
Совокупный оборот Wildberries на 2022 год — 1,67 трлн. руб. А за первый квартал 2023 года Wildberries показал двукратный рост по сравнению с предыдущим (первым кварталом 2022 года) — 577 млрд. руб. В 2022 году Wildberries и Ozon сделали 56% всего E-com. И это не столько показатель успешности бизнесов на маркетплейсах, сколько показатель тенденции россиян доверять и покупать товары на маркетплейсах.
Топ-ниши маркетплейсов – это тема, которую надо обсуждать с пониманием того, что гарантии успеха при выборе одной из них нет. Существует множество факторов, которые могут как облегчить, так и усложнить ситуацию для тех, кто выберет развиваться в той или иной категории товаров. Поэтому топ по выручке не должен являться единственным источником для принятия решений.
Сам топ по объему выручки можно составить следующим образом:
- Fashion (Одежда, обувь, аксессуары)
- Товары для дома
- Косметика
- Здоровье, БАДы, и другие похожие товары
- Товары для спорта
- Товары для животных
Говоря о категориях товаров с перспективными темпами роста, следует отметить, что зачастую этот рост обусловлен не популярностью товаров, а тем, что просто раньше их на этом маркетплейсе не было, но потом они появились, и все те, кто раньше покупал такие товары в другом месте резко стали покупать их на маркетплейсе.
Рекомендации селлерам для выхода на маркетплейсы в 2023 году
Во-первых, необходимо определить, какое количество денег селлер готов вложить в свое продвижение на маркетплейсе. Во-вторых, обязательно нужно ознакомиться с алгоритмами, по которым работает маркетплейс (через образовательные программы или самостоятельно). Далее необходимо найти (или собрать самостоятельно) аналитику маркетплейса – что приносит деньги сейчас, сколько и как (unit-экономика).
Некоторые селлеры при расчете своей стратегии выхода на маркетплейсы не учитывают такие факторы как среднее время, которое уходит у покупателя на покупку товара, кражи и покупательский терроризм (это совокупность методов, которые нацелены на то, чтобы испортить, сломать или своровать товар селлера).
Какие аналитические исследования являются наиболее полезными в этой области
- Исследования Data Insight – они редкие, но качественные
- Тематические издания, такие как РБК, Ритейл.ру, Оборот.ру
- Собственные отчеты MPSTATS
Подписывайтесь на телеграм-канал Ресурса и читайте другие статьи: