Лучшая в мире школа

Встретил вчера в очередной раз обсуждение советского образования. Внезапно зацепило. Не могу не поделиться воспоминаниями.

До седьмого класса включительно я ходил в самую обычную школу во дворе. Двор был московским, школа, соответственно, тоже. В остальном СССР всё, скорее всего, было хуже, но у нас было так. Это 1986-1991 годы.

— Одноклассника до сотрясения мозга первый раз избили прямо в первом классе, ещё осенью, совсем начало школы. Нет, не упал неудачно. Осознанно избили. Лежачего били ногами, голова об асфальт стукалась. Несколько человек из-за этого в октябрята принимать не хотели. Приняли всех, наверное, в итоге. Не помню.

— Ухо другому однокласснику оторвал лично я. Реально оторвал, не фигура речи. Пришили. Но смотреть было очень страшно. Это шестой или седьмой класс был.

— В оправдание напомню, что я – маленький, неспортивный, на два года младше его. А он высокий и на два года старше. И он со мной всерьез дрался.

— Ещё меня любил бить один старшеклассник. Лет на 5, наверное, был старше. Как встречал – бил. К счастью, встречал редко. К сожалению, ему до уха я не дотягивался.

— Любимое развлечение шестиклассников – кататься на крыше лифта.

— Второе их любимое развлечение – кататься, держась снаружи за трамвай.

— Справедливости ради, вроде никто так и не пострадал ни от того, ни от другого. Видимо, не так уж оно и опасно. Сам не проверял.

— Один из одноклассников попал в колонию прямо из школы. Не знаю, за что. Это уже, когда я в другой школе учился, случилось.

— Не совсем про личный опыт, но хорошо вписывается в сюжет фраза маминого сослуживца: “Лишь бы сын не сел до армии. В 18 лет пойдет служить, там ему мозги вправят”. Услышал один раз, запомнил на всю жизнь.

— На регулярном осмотре стоматолог воскликнула: «молочные зубы! шестой класс!» — и вырвала четыре штуки четырьмя рывками. Сказать, что я моложе остальных, я не успел.

— В первом или втором классе мне дома наскоро объяснили правила игры в шахматы и отправили на чемпионат школы. Я дошел до финала, где проиграл какому-то девятикласснику. Нет, это не о моем шахматном гении, я в этом плане вполне обычен. Это об уровне игры остальных.

— В моем классе училось 37 человек. Не знаю, как учителя домашки у всех проверяли.

— Учитель географии кидал портфель в ученика на уроке.

— Учительница математики не могла решить задачу: “Парашютист за первую секунду пролетел 4.9 метра, а за каждую следующую летит на 9.8 метров больше, чем за предыдущую. Сколько всего он пролетел за 4 секунды?” Её не переклинило случайно, обсуждение пару дней шло, она так и не поняла правильный ответ.

— Больше про уроки вспомнить нечего. Они вообще в школе казались чем-то малозначимым на фоне внеклассного взаимодействия. Но писать, читать и считать научили. Но сверх писать, читать и считать – пожалуй, что ничему. Мама вот думает, что английского у нас не было совсем. Я твердо помню, что урок был. А результата не было, это факт.

При этом ни на что не жалуюсь. Мне (кроме того старшеклассника) всё нравилось, и мне ничего не сломали, а зубы потом коренные выросли. Может быть, наоборот, воспитали что-то хорошее. Но не хотел бы такого образования для своих детей.

Подписывайтесь на Telegram-канал Стартап дня. Александр Горный..

Начать дискуссию