Кто отвечает за регламентацию деятельности предприятия?
Регламентация деятельности – это разработка и внедрение регламентирующих документов (локальных нормативных актов, ЛНА), в которых фиксируются правила работы сотрудников.
В средних и крупных организациях должен быть создан отдел методологии или выделен отдельный сотрудник, ответственный за стандартизацию и регламентацию деятельности.
Оффтоп - мы запустили спецпроект! Telegram-канал "Бумажный мир" - экспертный канал о работе с документами и архивной отрасли! Актуальные новости, законодательство, инструкции и инструменты! Подписывайтесь.
Зачем это нужно?
Создание нового регламентирующего документа обходится дорого. Проект ЛНА готовится долго, в разработку могут быть вовлечены несколько подразделений (создается рабочая группа), затрачивается время на согласование. Именно поэтому нормативная методология также нуждается в системном подходе, как и любое другое направление деятельности.
Кто такой методолог?
Название должности методолога нередко синонимично должности бизнес-аналитика.
Основная функция методолога – построение и регулирование бизнес-процессов путем создания регламентирующих документов и объединения их в единую регламентную базу.
Методологи выступают связующим звеном между бизнесом и поддерживающими подразделениями, включая ИТ-службу.
Специальность «методолог» пока не подкреплена профессиональным стандартом. Однако анализ базы данных HeadHunter по поиску работы и сотрудников показал наличие ~4 000 вакансий «бизнес-аналитик»/«методолог».
Чем занимается отдел методологии?
1. ведет внутреннюю нормативную (регламентную) базу;
2. мониторит внешние нормы и актуализирует ЛНА, инициирует изменения настроек информационных систем;
3. согласовывает все проекты ЛНА на предмет соблюдения правил регламентации;
4. организует контроль соблюдения ЛНА;
5. консолидирует все текущие разработки ЛНА;
6. ведет статистику степени покрытия процессов предприятия регламентирующими документами;
7. разрабатывает, актуализирует и контролирует соблюдение стандартов регламентации;
8. рассматривает заявки на регламентацию и решает, дать разрешение на разработку нового ЛНА или нет;
9. мониторит регламентную базу на предмет ее актуальности.
Вывод
Методолог отвечает за регламентацию деятельности предприятия. Это востребованная на рынке профессия. Методолог должен иметь компетенции бизнес-аналитика и иметь навыки работы по составлению регламентирующих документов, то есть очень хорошо владеть письменной деловой речью – это отличает методолога от бизнес-аналитика. На методолога нигде не учат, тем ценнее компетенции, которые можно наработать самостоятельно.
Материал подготовлен партнёром "Делис Архив", к.и.н., директором DocManagement Consult Софьей Ульянцевой.
DocManagement Consult – это команда методологов, экспертов в области управления документами и системных архитекторов по ведущим системам электронного документооборота, разработчик проекта ГОСТ Р «Эталонная модель цифрового документооборота организации»