Закрывать бизнес или нет? 3 признака, что бизнес не спасти
Бизнес закрывается тогда, когда вы приняли решение. Это решение должно быть взвешенным и смелым.
Часто предприниматели терпят убытки и не закрывают свой бизнес только потому, что игнорируют здравый смысл. Продолжают запрягать дохлую лошадь по привычке или надеются, что вот-вот по счастливому стечению обстоятельств все наладится. Завтра. Когда-нибудь. А сегодня надо потерпеть.
А точно надо? Или лучше посмотреть правде в глаза и принять непростое, но разумное решение? Давайте разбираться, в каких случаях все-таки стоит закрыть бизнес.
Признак №1: нет прибыли 3-5 месяцев и больше
Прибыль свидетельствует о финансовом «здоровье» компании. Поэтому если вы видите, что 3-5 месяцев или больше у вас нет прибыли, на протяжении всего этого времени не было никаких просветов, улучшений, то это первый тревожный звоночек. Значит, делаете что-то неправильно.
Первый вопрос, который стоит себе задать: а прибыль вообще была?
Если не было, то есть речь о стартапе, который полгода или больше работает в минус, то тут нужно отталкиваться от имеющихся ресурсов. Если вы еще можете продержаться, можно немного откатиться назад и попробовать снова, пересмотрев бизнес-модель, сменив направление деятельности или, к примеру, доработав продукт.
Если ресурсов уже нет, можно подумать о привлечении инвестиций, как вариант, какое-то время просуществовать на кредитные средства, но тут очень важно понимать, что чем больше времени нет прибыли, тем меньше у вас как у собственника будет мотивации двигаться дальше. Со временем это может привести к апатии. Если есть уверенность в проекте, которая основана на цифрах и фактах, можно попробовать «выплыть», однако в большинстве случаев целесообразнее будет закрыться.
Если прибыль все-таки была, надо разобраться в причинах, почему сейчас нет. Поищите ответы на вопросы:
- Что стало причиной просадки?
- «Штормит» только вас или конкурентов тоже?
- Возможно, на рынке произошли какие-то изменения?
- Возможно, ваше предложение стало менее интересным?
Проанализируйте ситуацию, пообщайтесь с другими предпринимателями, опросите клиентов, ключевых сотрудников, чтобы принять объективное решение. Если «черный лебедь» прилетел ко всем, случилось такое событие, которое задело большинство бизнесов, например, коронавирус или СВО, то все в равных условиях. Есть шанс улучшить ситуацию, доработав продукт/сменив стратегию/направление и т. д. Если такой возможности нет или нет ресурсов дальше меняться, то это повод принять решение о закрытии.
Признак №2: нет ресурсов
В первую очередь, мы говорим об отсутствии денег, поскольку они проще всего конвертируются в другие ресурсы, например, оборудование, квалифицированный персонал, сырье и пр.
Если у компании нет ресурсов для достижения целей, то это повод задуматься о закрытии.
Есть шанс «выплыть», если вы сможете достать необходимые ресурсы, не увеличивая долги. Например, перераспределить бюджет. Один из вариантов — сократить сотрудников и на сэкономленные деньги приобрести сырье. Второй вариант — займ, мы его уже обсуждали в предыдущем пункте, здесь нужно быть осторожным.
Проанализируйте: в последние полгода были у вас какие-то промежуточные результаты, достижения? Или нет? Если ситуация только ухудшается, до этого вы держались на слепой вере, когда нет ресурсов для продолжения деятельности, то все-таки рассмотрите вариант закрытия компании.
Когда я так говорю, мне часто возражают: «Никогда не сдавайся! Вон, Петя Пупкин тоже был на дне, ел одну гречку и никто в него не верил, а он теперь миллиардер». Такие люди правда есть, но все забывают о тысячах предпринимателей, которые не выжили и закрыли бизнес. В центре внимания всегда 1 герой, а остальные остаются за кадром.
Я не уговариваю принимать то или иное решение, просто всегда взвешивайте свои шансы на положительный исход. Попробуйте посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, чтобы увидеть полную картинку.
Признак №3: нет перспектив
Почти 2 года назад я начал заниматься гемблингом, проинвестировал в этот проект около 1 млн руб. и вел его 3-4 месяца. Я увидел тренд, но вся проблема в том, что я увидел его поздно. Его хайп прошел еще 5 лет назад, к тому моменту, когда я за это взялся, он уже выгорел, я это не сразу понял. Простыми словами, это все равно что запустить в 2023 году прокат видеокассет.
Как я пришел к тому, что пора закрывать проект? Эта техника называется «Вытащить голову из песка». Я вынырнул из «операционки», пообщался с различными представителями индустрии, посмотрел вокруг и понял, что это направление неперспективное. И закрыл этот стартап с убытком. Было больно себе признаться в этом, но стало легче на душе.
Если в вашем бизнесе тоже нет перспектив, вы сделали такой вывод не на эмоциях, а объективно, то это тоже признак, что его не спасти.
Итоги. Что нужно сделать перед тем, как закрыть бизнес
- Проанализировать финансовые отчеты. Посмотреть на динамику прибыли за последние полгода, понять, были ли какие-то промежуточные результаты.
- Проанализировать имеющиеся ресурсы, посчитать, достаточно ли их для ведения деятельности, и на какой период.
- Воспользоваться техникой «Вытащить голову из песка»: проанализировать рынок, конкурентов, пообщаться с предпринимателями и т. д.
- На основе полученных данных принять решение. Только помните, что закрыть бизнес вы можете в любой момент, поэтому не принимайте поспешных решений.
- Перезагрузиться. После того, как приняли решение, лучше на время абстрагироваться от ситуации: поспать, съездить к родителям, покататься на лыжах или заняться любым другим видом деятельности.
И самое главное помните, что компания закрывается после того, как вы приняли решение!