Микроменеджмент. Проверенный способ затормозить компанию
Некоторые руководители считают, что контролировать каждый шаг сотрудников — единственный способ добиться результата. Их можно понять: когда все ниточки в твоих руках, ты в курсе происходящего и можешь вовремя скорректировать действия команды. Но есть и обратная сторона медали. Давайте разбираться, что не так с микроменеджментом.
Что такое микроменеджмент и почему руководитель не должен им заниматься?
Микроменеджмент — это когда руководитель:
- по нескольку раз в день проверяет, чем занят каждый сотрудник;
- самостоятельно принимает решения даже в мелких вопросах;
- требует много отчетов с подробным описанием каждого шага работы.
«Руководитель-микроменеджер» тратит большую часть дня на контроль, внезапные проверки и переделывания работы. Ему кажется, что он занят очень важными делами. Но на самом деле он делает чужую работу и не делает свою.
Чем на самом деле должен заниматься управленец? Все зависит от уровня руководителя, но если обобщить, то:
- Стратегическим планированием, целеполаганием.
- Управлением сотрудниками (найм, обучение, адаптация, мотивация).
- Организацией их работы.
- Контролем результатов.
- Распределением ресурсов.
Каждая из этих задач напрямую влияет на рост и развитие компании, а значит, и увеличение прибыли. И пока руководитель занимается микроменеджментом, он тормозит движение к цели.
Причины микроменеджмента
Есть несколько основных причин:
- Перфекционизм. Руководителем движет желание сделать все идеально, того же он требует от сотрудников.
- Страх за результат. Руководитель не доверяет сотрудникам, опасается ошибок, которые отразятся на его репутации.
- Нехватка управленческих навыков, в частности, делегирования. Управленец просто не знает, как правильно делегировать задачи.
- В компании не распределены зоны ответственности. Из-за этого руководителю приходится брать все в свои руки.
Почему микроменеджмент — это плохо
Тотальный контроль:
- Убивает инициативу. Когда каждый шаг под контролем, сотрудники перестают думать сами. И дело тут не в лени и не злом умысле, просто зачем напрягаться, если придет начальник и все переиначит?
- Тормозит рабочий процесс. Вместо того чтобы двигаться дальше команда согласовывает решения и пишет детализированные отчеты.
- Создает стресс. Постоянное давление и «надзор» демотивирует сотрудников и вгоняет в состояние стресса.
- Увеличивает нагрузку на руководителя. Время и энергия руководителя расходуются на мелочи, он устает, выгорает и не может сфокусироваться на стратегически важных задачах.
В чем польза?
Микроменеджмент может быть полезным, если использовать его правильно и ограниченно по времени. Например, когда вы обучаете нового сотрудника, руководите проектом с высокими рисками или управляете сотрудниками с низкой производительностью.
Здесь речь, скорее, про специфические обстоятельства, а вот как стиль управления микроменеджмент не применяйте.
Как уйти от микроменеджмента?
- Делегируйте задачи. Дайте сотрудникам возможность принимать решения самостоятельно (в рамках своих полномочий) и нести ответственность за них.
- Фокусируйтесь на результатах. Вместо контроля каждого шага оценивайте результаты.
- Поддерживайте открытое общение. Обсуждайте проблемы и успехи команды, но не вмешивайтесь в каждую мелочь.
- Развивайте сотрудников. Инвестируйте в обучение и развитие команды, чтобы они могли работать самостоятельно.
- Автоматизируйте и стандартизируйте рутинные задачи, чтобы не было необходимости вмешиваться.
- Займитесь стратегическими задачами. Направьте свои усилия на разработку и реализацию стратегии, постановку долгосрочных целей и развитие бизнеса.
Итоги
Микроменеджмент — это проверенный способ затормозить всю компанию. Вместо того чтобы контролировать каждую мелочь, сфокусируйтесь на результатах и стратегически важных задачах. Так вы не только принесете пользу компании, но и будете взращивать сильных специалистов.