Про орбит без сахара, диплом без знаний и сапожников без сапог
Выбор будущей профессии и качество образования лежат в основе человеческого капитала. Образование стоит рассматривать, как главное преимущество предприятий, движущую силу в развитии экономики страны. Сегодня настройки сбились, концепция работает криво, и не только у нас. Сколько угодно можно рассуждать о той же Болонской системе, что вроде как прижилась в Европе, но не оправдала себя в нашей стране в варианте западных стандартов, абы как натянутых на российскую действительность. В этом есть резоны, но давайте будем смотреть шире. Речь идет не об одном высшем образовании, но о ситуации в целом: от выбора будущей профессии старшеклассником до компетенций молодого спеца на выходе.
Диплом не всегда обеспечивает знания, а вот раздутое чувство собственной значимости – запросто. Русские, американцы, европейцы одинаковы в текущей модели подготовки кадров, как адского конвейера. Он перемалывает “заготовку” и выплевывает “полуфабрикат” с синим или красным ярлыком в виде диплома.
На практике сталкиваюсь с юристами, экономистами, управленцами и прочими горе-специалистами постоянно. Не сильно ошибусь, если скажу, что 70-80 % абитуриентов поступают куда-либо не потому, что осознали свое предназначение. Большинство делает выбор на основе стереотипов куда стоит пойти учиться, потому что: выгодно, в тренде, престижно, так считают родители, вещает госпропаганда и т.д. Поэтому курсе на третьем, а то и вовсе через пару сессий, отваливаются, скажем, медики, а далекие от призвания, но терпеливые студенты-педагоги потом от безысходности воспитывают и учат детей.
Осознанный подход подразумевают сбалансированную психику, сформированные понятия критического мышления, самопознания и самоопределения. Принять взвешенное решение при выборе профессии помогают в том числе ментально зрелые, здравомыслящие родители. Много ли кто сегодня может этим похвастаться?
Я сам после школы поступал и не поступил в военную академию им. Можайского в Питере. На матфак меня занесло случайно, но, выражаясь современным сленгом, зашло. Я ни разу не пожалел об этом: не смотря на все усилия врачей, пациент остался жив.
На самом деле это глубокая работа, в определенных обстоятельствах, климате, событиях формируется личность. Я всерьез озадачился этими вопросами ближе к 30-ти. Сегодня стоит говорить о воспитательном процессе родителей, о наставничестве и передаче опыта поколений. Тогда вопрос, почему вместо стремления грызть гранит науки многие студенты выбирают "жевать орбит без сахара", отпадет. О перспективах молодежи мы сможем судить не по навязанным паттернам поведения, а с точки зрения возможности в здравом уме и памяти формировать ожидания от обучения и вообще своего развития в социуме.
Всех с Днем студента!