Кто не поставил лайк, тот чушпан! Почему сериал «Слово пацана» стал культовым? Маркетинг, философия бренда
Целевая аудитория сериала, глобальная миссия, ценности «бренда».
Мой блог в Telegram, подпишись!
Целевая аудитория сериала
Главный секрет культовости сериала, на мой взгляд, заключается в том, что он захватывает в свою целевую аудиторию целых 3 поколения:
❕X (с 1965 по 1980 гр),
❕Y (с 1981 по 1995 гр),
и, на удивление,
❕Z (с 1996 по 2009 гр).
Причем повально: вне зависимости от социального статуса, уровня жизни и вероисповедания.
Сразу надо понимать, что воздействие идет на уровне подсознания, той части психики, в которой проходят процессы, недоступные для осознания, которые мы с вами не можем контролировать. Например, влюбляемся мы тоже откликом на подсознание, но об этом как-нибудь в другой раз. Повторю только то, что мы это не контролируем, поэтому сопротивление бесполезно.
Поколение Х
Поколение Х напрямую узнает картинку и испытывает ностальгию. Они в этой реальности жили, она пришлась на их юность/молодость и оказалась очень тяжела: вот ты жил жил в понятном мире: хорошо учись, будет хорошая работа, квартира и благополучие. Но в один миг все твои устои рухнули, землю из под ног выбили, очень многие не справлялись: суицицы, алкоголики, психозы, героиновые наркоманы. Вот и мама главного героя не смогла быть ему опорой и абсолютно понятно, почему хороший мальчик делает такой выбор, у него просто нет опоры. А каждому ребенку нужна опора в виде взрослого рядом.
Поколение Y
Это мы с вами (ну в большинстве своем). Нам показывают картинку из детства, и насколько бы сейчас не было лучше, греть нас будет именно та «фотография времени». Так устроена, опять же, психика. Картинка из детства — самая теплая. Что бы не происходило в тот момент вокруг, детство в голове человека — самый безопасный уголок на уровне ощущений.
Плюс наше поколение отличается повальным невротизмом. Мы почти все невротики и в сериале этим пользуются, используя эмоциональные качели: вот тебе любовь на пол серии, а вот тебе смерть на пол серии. Невротик от таких перепадов кайфует и привязывается. На этом много режиссеров едет, Ной Баумбах, например.
Поколение Z
Тут все просто. Это подростки и недавние подростки с потребностью жизни в понятной системе, которую наша страна не предоставляет примерно никогда, со своим желанием сбиваться в стаи и кучки и определять себя через это. Они видят в этом подтверждение правильности своей системы. Этап социализации очень важен для подростка. Одна из самых важных психических потребностей.
Еще у нас в стране отсутствует понятный "социальный лифт": такие-то действия приводят к успеху. Ты можешь 20 лет хорошо учиться и оказаться никому ненужным специалистом, такие данные тоже подталкивают людей искать пути решения, отличные от стандартных.
Русский менталитет
Ну и в конце концов, мы все просто прошиты и пропитаны на генном уровне уважением к силе, как бы грустно не было это признавать. И я думаю, что настолько она уходит корнями в историю, что русских ни от проявления этой силы, ни от послушания этой силе не отучить. Это часть нашего менталитета. То, что не выкорчевать веками. И культовость сериала только подтверждает любовь народа к вот этой тестостероновой силе и что путь наш — закономерный.
А если рассмотреть сериал как бренд?
Если рассмотреть сериал, как отдельный бренд, то его архетипом (по классификации Кэрол Пирсон) будет БУНТАРЬ. Это отражается, как в пиар-компании сериала, так и в реакции масс на сериал. Его то хотят запретить, то не находят причин запрещать. Концепция сериала так и говорит нам: «Покажу все, что хочется, перейду все грани дозволенного, задействую все эмоции и что ты мне сделаешь?». Такая модель пиара рискованная (так как можно легко скатиться в негативную оценку), но самая виральная (так опять же устроена психика человека, он возмущен — значит будет говорить и обсуждать).
Бунтари часто показываются красивыми и харизматичными, чтобы вызывать симпатию и лояльность.
МОЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ, ПОДПИШИСЬ
Опять же, в сериале заложены ценности по классике архетипа БУНТАРЬ
Ценности:
- Сражение за свои принципы. Не могу сказать, что тут противостояние добра и зла, какое добро вообще? Но бунтарям свойственно отстаивать свои принципы и в сериале это происходит постоянно;
- Командный дух. Это тоже свойственно бунтарям: друг за друга горой.
- Глобальная миссия. Бунтарь всегда имеет глобальную миссию: изменить мир, помочь бедным, победить врага и тд. Короче что-то на благородном.
- Жизнелюбие. Который любит, ошибается, испытывает эмоции, терпит жертвы, короче говоря, и живет эту жизнь -- это всегда привлекает, потому что люди ассоциируют героев с собой.
Так что со стороны бренда тоже все сделано правильно, по законам жанра. Ну что остается? Рукоплескать маркетинговому и продюссерскому мастерству в этом сериале. Ну и еще совет, о котором вы не просили:
Не сопротивляйтесь культу, сопротивление подсознанию не дает ничего хорошего, уводит от понимания себя и всех удовольствий жизни. И заведомо провально. Ну давайте признаем, кайфово же? Да❤
Спасибо, что дочитали статью до конца. Обязательно подпишитесь на мой канал