Массовое исчезновение: 3 причины почему 97 из 100 новых бьюти-брендов заведомо обречены на провал

Каждый год тысячи новых брендов выходят на рынок красоты с большими надеждами их основателей на быстрые успех и славу, но для большинства из них быстрыми становятся лишь крах и разочарование. По данным McKinsey, в среднем 8 из 10 новых косметических продуктов терпят неудачу за первые 18 месяцев существования. А через 5 лет от первоначальной сотни остаются лишь 3-5 уцелевших марок.

Массовое исчезновение: 3 причины почему 97 из 100 новых бьюти-брендов заведомо обречены на провал

Вдумайтесь в эти цифры! Только 3 бренда из 100 доживают до пятилетнего рубежа — настоящие герои, вокруг которых затем образуются армии фанатов. Остальные 97 проектов? Об их существовании забудут уже через пару дней, как их товары снимут с продажи. Такова безжалостная арифметика индустрии красоты.

Почему же так происходит? Если отвлечься от частностей, то можно выделить список из трех «смертельных ошибок», которые по мнению экспертов и моему собственному опыту в индустрии со 100% вероятностью погубит нового игрока на бьюти-рынке в первые же годы жизни бренда.

1. Дилетантство и поверхностный подход

Массовое исчезновение: 3 причины почему 97 из 100 новых бьюти-брендов заведомо обречены на провал

На мой взгляд, главная причина провалов большинства косметических брендов - дилетантство их создателей и равнодушие к продукту. Неважно, запускает ли бренд знаменитость, амбициозный стартап или крупная корпорация - без глубокого погружения в специфику индустрии, увлеченности своим делом и скрупулезного внимания к мелочам успех невозможен. Приведу наглядные примеры того, как легкомысленное отношение безжалостно убивает даже самые перспективные косметические проекты.

Показательный случай - российская компания Mixit. Они революционно запустили бренд косметики Оксаны Самойловой и замахнулись на создание целой плеяды звездных бьюти-линеек. Планировались и даже осуществлялись запуски с Анастасией Решетовой, Егором Кридом и другими знаменитостями. Однако практически все эти celebrity-бренды были закрыты с миллионными убытки.

Причина? Полное равнодушие выбранных знаменитостей к косметической продукции. Зачастую они даже не анонсировали новинки в своих соцсетях! А сама косметика была, по сути, ненужной. Целевую аудиторию не продумали, ассортимент был хаотичным, ценовая политика и дизайн упаковок не выдерживали критики (все эти аспекты мы разберем в следующих главах).

Неудивительно, что в итоге Mixit закрыл отдел по запуску звездных линеек - одно сплошное разочарование для всех участников коллабораций.

Массовое исчезновение: 3 причины почему 97 из 100 новых бьюти-брендов заведомо обречены на провал

Та же беда случается и в корпорациях-гигантах. Знаю компании, специализирующиеся в FMCG или фармацевтике, которые, решив покорить новые рынки, вместо того, чтобы выкупить перспективные стартапы бьюти-сегмента или нанять толковых энтузиастов индустрии, ставят задачи "родному" невовлеченному отделу маркетинга. В результате на рынок выходят абсолютно безликие и "бездушные" бренды. И через пару-тройку лет корпорация сама хоронит эти проекты, распродавая остатки с ощущением напрасно потраченных сил и средств.

Другой печальный пример - российский бренд We are The Planet. При прекрасной экологической концепции и упаковке, содержимое банок из кукурузы, видимо, не смогло решить реальные потребности покупателей. В конце концов, косметика - это все-таки problem solver, а не эко-мерч. Бренд был залистован во все крупнейшие торговые сети, но, по слухам, уже снят с производства и распродает остатки.

Welcome to the club 97% не переживших пятилетку брендов.

Массовое исчезновение: 3 причины почему 97 из 100 новых бьюти-брендов заведомо обречены на провал

Выводы очевидны - поверхностное отношение к своему детищу убивает любой проект на корню. Успех приходит лишь к тем, кто безгранично увлечен своим делом, знает для чего и кого его продукт, и вникает во все мельчайшие детали на всех бизнес-этапах. Пренебрежение этими принципами - самая распространенная ошибка при запуске косметического бренда.

2. Обман себя, потребителей или инвесторов

Массовое исчезновение: 3 причины почему 97 из 100 новых бьюти-брендов заведомо обречены на провал

В погоне за быстрым успехом некоторые создатели косметических брендов идут на сознательный обман - будь то завышенные маркетинговые обещания, недостоверная информация о составе продукта или махинации с финансами. Я не стану объяснять причины такого поведения - всегда найдутся те, кто готов "смешать воду с мылом" ради наживы.

И даже если при таком подходе сделать все правильно, и продукт действительно станет вирусным на какое-то время, обман все равно не сработает на длинной дистанции. В нынешний век доступности информации, высокой конкуренции и независимых экспертов в интернете, любая ложь будет безжалостно разоблачена, а нишу быстро займет другая однодневка.

Наглядной иллюстрацией послужит кейс российского бренда LeFami из периода расцвета запрещенной социальной сети. В стремлении привлечь внимание аудитории, авторы преподносили обычную сыворотку для проблемной кожи как инновационное "чудо-средство от акне" со специальной формулой от британской лаборатории. На деле же в составе обнаружили лишь дешевый антибиотик.

После разоблачения блогером Катей Конасовой на бренд обрушился шквал критики. 53 обманутых покупателя объединились и подали коллективный иск, требуя 5,5 млн руб компенсации морального и физического вреда. Суд уже наложил на компанию-производителя штраф в 200 тысяч за нарушение прав потребителей.

Массовое исчезновение: 3 причины почему 97 из 100 новых бьюти-брендов заведомо обречены на провал

Независимо от того, что демонстрируют инфобизнесмены и результаты поиска в маркетплейсах, эффекты вирусности и плацебо могут быть эффективны только краткосрочно. А настоящий успех — это марафон, а не спринт.

3. "Нелюбовь" к своему делу и продукту

Массовое исчезновение: 3 причины почему 97 из 100 новых бьюти-брендов заведомо обречены на провал

Можно проделать колоссальную работу - детально изучить рынок, создать качественный инновационный продукт и выстроить грамотную маркетинговую стратегию. Однако все эти усилия могут оказаться напрасными, если отсутствует главный ингредиент успешного бизнеса (в том числе и бьюти) - искренняя страсть и увлеченность своим делом. Увы, многие основатели косметических брендов игнорируют этот критически важный аспект. Ими движут сугубо меркантильные цели - заработать денег и создать бизнес ради самого бизнеса.

Но напомню еще раз прописную истину, чтобы создать успешный бренд, нужно погрузиться с головой в выбранную нишу, вдохновляться ею и находить в работе радость. Только подлинная любовь к своему детищу позволит разработать продукт с собственным лицом и характером, который полюбит аудитория. В противном случае, безликий и обезличенный бизнес не преминет затеряться на переполненном рынке.

Помните, жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на занятие, внушающее лишь скуку, апатию и разочарование. Если ваше сердце не лежит к косметической индустрии, не бойтесь переключиться на другую сферу, к которой действительно лежит душа. Избегайте роковых ошибок и идите только тем путем, что приносит вам вдохновение и энтузиазм.

В заключение хочу отметить, что хотя изложенные здесь мысли могут показаться некоторым очевидными или даже банальными, именно пренебрежение кажущимися простыми истинами часто становится причиной серьёзных ошибок. Невнимание к деталям, равнодушие к продукту, игнорирование потребностей рынка — всё это может привести к неудаче, даже если проект кажется перспективным на первый взгляд.

22
1 комментарий

Это напоминает, что успех требует не только амбиций, но и глубокого погружения в специфику индустрии и любви к продукту

Ответить