О, я из тех, кто свято верил, что у меня идеальная семья, нормальное детство и отличные родители. ... Ох... Ну, оказалось, токсичность, обесценивание, манипуляции и прочие сопутствующие прелести. 27 лет коровке, всё никак не сепарируюсь по-нормальному и, кажись, это дело уже запорото основательно...
Знаете, пожалуй, я всё же расскажу вам свою историю. Я была ребёнком, у которого всё получалось легко, играючи. Чтение и письмо в 3-4 года, изучение языков, математика, запоминание стихов, логические задачи, творчество... энциклопедия по астрофизике в 9 лет - о да, дайте две! Я даже привыкла, что у меня всё должно получиться с трёх первых попыток: три поражения я терплю, после третьего стресс, срыв, "это не моё, больше никогда" - и до этого крайне редко доходило. Я была лучшей почти во всём, до чего добиралась, гордостью родителей, гордостью преподавателей, которые сулили мне едва ли не работу в Силиконовой Долине. Олимпиады, грамоты, медали, кружки... Сейчас, озираясь назад, я не могу сказать, что всё было так уж гладко: многие признаки того, что нужно СРОЧНО остановиться, были заметны уже в 4-м классе школы, некоторые даже во 2-м. Однако, следуя известному киношному мему, "Все загадки кажутся простыми, когда знаешь ответ". Приоритеты были расставлены не так, казалось, это не те вещи, которые заслуживают внимания здесь и сейчас. Момент, когда мои когнитивные способности начали явно идти на спад, могу отметить примерно в пятом классе школы. Опять же, это не было отмечено должным образом. Всё списывалось на леность, рассеянность, увеличение нагрузки... очевидные нервные проблемы просто были проигнорированы, так уж как-то к тому моменту уже вошло в привычку. Главное ведь - результат, эффективность, ориентация на хорошее, а не на плохое и сиюминутные "хотелки" и "выбрыконы", да... Что ж, даже после этого я держала свои позиции лучшей ещё почти 10 лет, и, скорее всего, только мне известно, насколько тяжелее это постепенно становилось. Мои родители просто хотели, чтобы у меня было большое красивое будущее, чтобы я уехала за границу, сделала грандиозную карьеру, нашла себе отличного мужа, и дабы жили мы с ним долго и счастливо и дали им не менее блестящих внуков... Но что мы имеем в итоге? Мне 27 лет, за моей спиной и на моих плечах два стационара в психо-неврологии с жестким паническим расстройством, неврастения, тревожно-депрессивное расстройство, генерализированное тревожное расстройство, социофобия, эпилептоидные признаки, больше восьми лет я страдаю от нервного выгорания, и это уже словно бы стало частью моей текущей личности, в своё время я едва закончила университет и с тех пор стараюсь почти не выходить на улицу, у меня нет никакой мотивации отслеживать своё физическое здоровье, не говоря уже про более банальные вещи, я не способна работать больше шести часов в сутки, не рискуя серьёзным нервным срывом, любой негативный опыт считается фатальной точкой на каком-либо начинании, звонок незнакомому человеку по деловому вопросу чреват тремором и приступом удушья, я достаточно эффективно дистанцируюсь от людей, чтобы не сближаться с ними, и да, я осознаю, что мне необходима психотерапия, но моя зарплата выглядит как бородатый анекдот. А ведь при всех моих скудных социальных контактах я знаю по меньшей мере трёх человек с до боли похожей историей. Отличники, лучшие, многообещающие дети... на моих глазах успешными становятся троечники и в целом люди, которые никогда не казались мне особенно умными и вообще понимающими, что они творят. Я не сетую на несправедливость - по меньшей мере, это сложное субъективное понятие, и с какой-то из сторон именно это справедливо. Я не жалуюсь - по меньшей мере, это не то место, где это было бы уместно. Я не жалею - по меньшей мере, это бессмысленно. Я просто не хочу, чтобы это повторялось. Я не могу знать, как на самом деле обстоят дела с вами и вашими детьми, я не хочу предлагать вам какие-то конкретные пути и стратегии, как и критиковать ваши, судить о которых мне объективно не хватает информации. Просто знайте, что бывает и так, и что иногда важны какие-то совсем иные вещи. Не решусь рассуждать, какие именно.
Вы знаете, я полагаю, у большинства читателей (включая и меня) из исходного поста сложилось впечатление о том, что вы просто перебарщиваете с прагматичным подходом, стремлением сделать своих детей максимально адаптивными ценой нагрузки и ограничений и завышенными ожиданиями к ним и их успехам. В принципе, я бы поддержала идею пользы изучения чего-либо (включая языки) в малом возрасте, когда генеративные способности мозга максимальны, просто без фанатизма. Однако само ваше рвение к этому показалось людям очень сильным и напугало их. На самом деле, зная что-либо только из статьи, сложно понять, правы ли читатели в своих предположениях или это просто продукт коллективного когнитивного искажения. Так что, это воистину тот случай, когда вам виднее, однако я всё же позволю себе вольность отметить несколько потенциально спорных вещей - по меньшей мере, на всякий случай. Во-первых, вы описываете, что у ребёнка был стресс от игры, но при этом отрицаете, что у него есть стресс от количества изучаемой информации. Дело в том, что есть так называемые "быстрые тигры" и "медленные тигры" (отсылка к стандартному описанию древнейших реакций типа "бей-беги" с участием тигра). Так вот, медленных тигров (хронический стресс) вполне можно не заметить долгое время, при том, что они куда более опасны, чем быстрые. Это может проявляться в вещах, которые не кажутся подозрительными: человек устаёт больше, чем другие, нуждается в большем количестве сна, эмоциональнее реагирует на мелких "быстрых тигров" вроде неожиданно вошедшего в дверь человека или, да, монстров в Майнкрафте... (Кстати, об этом, в игре есть разные игровые режимы вплоть до возможности отключить монстров и только строить, а также моды, которые позволят избирательно выключить монстров или например добавить трудностей на мирном режиме (например, чтобы без монстров, но с голодом). На самом деле, сама очень шугалась, когда начинала играть в Майн, а это было уже лет в 20, на минутку, посему долго играла на мирном режиме почти перманентно, а уже потом, освоившись, начала поднимать себе сложность, заскучав). Таким образом, острая реакция на мобов в игре может быть проявлением общей нестабильности и нервного истощения, хотя также может и считаться свойством нынешнего характера, пожалуй. Вам виднее поди. Но информация (любая, в целом, её количество) является для современных людей в целом одним из наибольших стрессовых факторов. Если хотите в этом убедиться, предлагаю вам мысленный эксперимент: спросите себя по памяти, сколько рекламных объявлений вы видите, например, по пути на ближайшую остановку. А затем пройдите по этой дороге и специально их посчитайте. Предполагаю, вы удивитесь, сколько информации ваш разум судорожно блокирует, защищаясь. Информационный стресс довольно опасен, хотя мы можем его не чувствовать. Это одна из основных версий на тему того, почему количество психических заболеваний в обществе стремительно растёт, а объяснение усовершенствованной диагностикой не полностью покрывает вопрос. Но тут, на самом деле, есть кое-что ещё более опасное: стресс от ожиданий. Делая своих детей вундеркиндами, вам стоит учитывать это, я полагаю: они столкнутся с завышенными ожиданиями. Если не от вас же, то от окружающих. И кто бы что ни говорил, высокие ожидания - НЕ благо и НЕ хороший знак, как некогда говорили мне, а нечто, от чего нужно уметь защищаться.
Автор где-то ниже, на мой взгляд очень хорошо сформулировала, что проблема, скорее всего, в том, что люди попросту путают агрессию с агрессивностью. Вот и мне кажется, что вы говорите про агрессивность, в то время как агрессия - форма мотивации, которая на гуморальном уровне стимулируется норадреналином. Так вот, в мотивации сорвать фрукт и съесть его, тоже задействована своя доля норадреналина. В умении очертить свои границы дозволенного, в волевом самопринуждении встать с кровати, в сексуальном влечении, в способности осознать несправедливость. А вот агрессивность - это, пожалуй, неадекватное и бесконтрольное взаимодействие с собственной агрессией, проявление её в ситуациях, в которых это неуместно и/или неправомерно.