Как учиться на собственном опыте?
Анализ своих ошибок - один из самых действенных способов обучения. Не зря же говорят, что "опыт - сын ошибок трудных", "на ошибках учатся". Но вот как исследовать свои ошибки, как делать выводы, не всегда очевидно. Сегодня попробуем разобраться в этой теме.
Шаг 1. Когда что-то не получается или идет не так, как нам надо, важно понять, 1) что именно нас не устраивает, 2) что мы хотели получить вместо этого и 3) по каким причинам возник нежелательный результат. Что мы сделали не так? Или чего не сделали, хотя надо было сделать? Какую роль сыграли внешние обстоятельства?
Поиск причин - это отправная точка любого анализа, причем стратегически важная.
(Вы часто ищете причины того, что вас не устраивает? Понимаете, какие ваши действия привели к нежелательному результату?)
Шаг 2. Когда причины ясны, стоит подумать, какие из них мы можем контролировать, на какие - влиять, а за какими - только наблюдать.
Здесь отметим, что причины провалов обычно кроются в том, что мы не учли временнЫе, финансовые, когнитивные, физические, эмоциональные возможности - свои и других людей - и внешние факторы.
Второй шаг завершается ответом на вопрос "что я теперь буду делать по-другому?"
Шаг 3. На этом этапе мы устраняем причины и планируем новое действие, которое учитывает проведенный анализ и с большей вероятностью позволит нам получить желаемый результат.
Шаг 4. Действуем.
Шаг 5. Смотрим, что получилось, сравниваем свои ожидания и реальность.
Если результат нас не устраивает - возвращаемся к шагу 1 и снова ищем ответы на вопросы.
Если все в порядке - тоже анализируем, но уже в формате "почему получилось", что сделали правильно, какие внешние факторы помогли и как.
Важные моменты.
1. Эта работа требует времени и сосредоточения. Ее не стоит делать на ходу и постоянно отвлекаясь.
2. Хорошо, если рядом есть человек, с которым мы можем проговорить ответы на все вопросы (если замечали, в процессе проговаривания у нас часто возникают новые мысли и идеи. И потому размышлять вслух гораздо полезнее, чем про себя).
3. Ответы на вопросы лучше записывать (есть хорошая фраза, смысл которой в следующем: если вы подумали, но не записали - значит, вы просто подумали, что подумали).