Как получить не просто отзыв, а интересную клиентскую историю, которая вызовет доверие: подробная инструкция с примерами
Правильный отзыв — это практически кейс, способный и оживить лендинг, презентацию или другой носитель. Что спросить у клиента и в каком формате, как оформить отзыв и что в нём должно быть, как улучшить существующие отзывы.
Всем, кто делает сайт себе или заказчику. Подходит для видеоотзывов.
Инструкция составлена в том числе для тех, кто профессионально пишет тексты для сайтов — копирайтеров, редакторов прототипировщиков. Чтобы не путаться, определимся с терминами:
Заказчик — человек, который заказывает лендинг, прототип, презентацию, текст.
Клиент — заказчик вашего заказчика, у которого вы берёте отзыв.
Если коротко, план такой:
- Предложить идею заказчику и договориться
- Написать клиенту и назначить звонок
- Задать вопросы из списка и уточняющие
- Составить из ответов текст
- Проиллюстрировать, если возможно
- Улучшить существующие отзывы, если есть
Просить клиента написать отзыв — плохая идея
Часто клиентам предлагают самим оставить отзыв — мол, напишите что думаете. Почему так не стоит делать:
❌ Получится так себе. Клиент — не маркетолог и не редактор. Он не знает, как составлять отзывы, чтобы их было интересно читать. Если он возьмется за текст сам, получится вымученно и без деталей, которые могли бы оживить повествование и сделать его нескучным.
Максимум, что вы сможете получить — очередное благодарственное письмо со скучным канцелярским текстом в духе «Благодарим компанию „Козодой“ за качественно проделанную работу», которое никто не будет читать. Все ж знают, что это для галочки и читать там нечего.
❌ Будет тянуть до последнего. Чтобы сделать текст, клиент должен будет выделить на это время. Чисто по-человечески, у клиента нет никакого интереса оставлять отзыв: ему с этого никакой пользы. Поэтому и задача написать отзыв будет у него не в приоритете.
❌ Попросит написать за него. Крупные компании и предприниматели старой закалки обычно в таких случаях предлагают: «Вы напишите что-нибудь, а мы согласуем и подпишем на фирменном бланке». Звучит заманчиво, но есть две проблемы.
Во-первых, вам придется выдумывать текст, а значит, получится ахинея. И не забывайте, что клиенты не идиоты: обычно они чуют фальшь за версту. Во-вторых, в результате будет то же самое благодарственное письмо, которое не читают.
✅ Лучший способ получить от клиента действительно хороший отзыв — задать ему вопросы.
Человек не должен ломать голову, что написать — ему нужно помочь. Так вы получите намного больше полезной фактуры о потребностях, ожиданиях и результате, и при этом облегчите клиенту его задачу.
Вот как это сделать.
Договоритесь с заказчиком, что возьмете у его клиентов несколько отзывов
Первым делом нужно объяснить заказчику, что вы будете делать:
— Было бы неплохо разместить на лендинге несколько отзывов. Если вы дадите контакты 5—6 наиболее лояльных клиентов, я позвоню и за 15 минут задам им вопросы. Так у нас будут классные отзывы, а клиентам не нужно будет напрягаться. Только предупредите их, что я свяжусь.
Многие заказчики переживают из-за того, что их клиентов кто-то будет беспокоить — мол, это скажется на репутации. Объясните им, что со стороны клиента вообще не требуется никаких усилий. Ну а если упрётся — ничего страшного. В конце концов, отзывы на сайте не самое важное.
Объясните заказчику, что так клиенту не придется ничего придумывать, говорить неправду и вообще что-то писать. Он просто спокойно ответит на вопросы, потратив 10–15 минут.
Напишите клиентам и договоритесь о звонке
Теперь пишете клиентам примерно в такой форме:
— Андрей, добрый день! Меня зовут Сергей, я редактор. Ваш контакт дал Максим, я делаю ему сайт. Очень нужен ваш отзыв. Давайте созвонимся и я задам вопросы. Займет минут 15. Удобно?
Необязательно сейчас писать про всё-всё: что вы потом сделаете из ответов, текст, что покажете его клиенту, что еще нужны фотки и т.п. Всё это можно проговорить в беседе. Сейчас главное — договориться на беседу и дать понять, что усилий со стороны клиента требуется минимум.
Задайте вопросы — из списка и уточняющие
За годы в редактуре у меня сформировался примерный список вопросов, которые я задачу клиентам заказчика.
Кто вы и чем занимаетесь?
Зачем вам понадобился продукт?
Какие еще способы решения искали?
- На что обращали внимание при поиске компании?
- Главная причина, почему выбрали компанию «Корги и партнеры»?
- Что больше всего понравилось в работе с ними?
- Что не понравилось?
Ответ на последний вопрос необязательно добавлять в текст — скорее он нужен для того, чтобы заказчик понимал, что не так с его продуктом или сервисом.
Естественно, список далеко не полный, с ним нужно работать дальше.
Доработайте вопросы под вашу задачу. Продукты разные, результаты разные, соответственно, и вопросы должны быть тоже разными.
В одном из проектов нужно было составить текст лендинга о частной школе. Заказчик сказал, что может взять отзывы от родителей и детей. Важнее всего было получить даже не отзывы, а сведения, которые помогли бы расставить акценты на лендинге. То есть это скорее был экспресс-опрос. Я составил вопросы, получилось так:
Не забывайте уточнять. В какой-то степени эти вопросы универсальны, потому что они затрагивают клиентский путь к продукту, его впечатления и степень удовлетворения. Однако если просто задать их механически, вы упустите важные смыслы, а отзыв получится слабым.
Допустим, ваш диалог с клиентом выглядит так:
— Зачем вам понадобился новый логотип?
— Нужно было переделать старый логотип, чтобы он выглядел иначе.
— А вас не устраивало? Что он устаревший?
— Нет, не совсем. Нам конкурент предъявил, мол, чего-то ваш логотип подозрительно смахивает на наш. Грозился написать заявление в ФАС и отсудить у нас деньги.
Если бы вы не задали тот уточняющий вопрос, то могли бы даже не узнать, какая проблема у клиента была в действительности.
На всякий случай запишите разговор. Дело даже не в том, что беседа может затянуться и вы упустите важное. Часто за один день приходится брать несколько отзывов, и запомнить всё будет сложновато. В таких случаях я записываю разговоры, а затем отдаю в расшифровку на Воркзиллу.
Я не разговариваю по мобильной связи, потому что не нашел ни одного нормального приложения для записи разговоров. Всегда созваниваюсь в мессенджерах. Например, в Zoom, Skype и Яндекс.Телемост есть встроенный рекордер. В остальных случаях использую скринкастер типа HyperCam и пишу только аудио.
Адекватная стоимость расшифровки — от 10 руб за минуту. Пользуйтесь.
Сделайте из ответов текст
Садитесь за текст сразу, как поговорили с клиентом — чтобы ничего не забыть. Впрочем, если у вас есть расшифровка, этой проблемы не будет.
Ответы клиента — это практически готовый текст. Вам нужно лишь навести в нём порядок. Это касается редактуры, здесь мы не будем подробно на ней останавливаться — в конце концов, основные правила и примеры есть в «Пиши, сокращай».
Возможно, текст вообще не стоит редактировать — пусть он выглядит максимально естественно, как если бы его писал сам человек, у которого нет навыков составления коммерческого текста.
Оформите так, чтобы было интересно
Большинство отзывов — просто текст. Ну еще фотография, если повезёт. Когда отзыв выглядит «как у всех», с его помощью сложно вызвать доверие. Люди привыкли не доверять стандартным отзывам на рекламных сайтах и скорее всего пропускают их.
Наша задача — не только рассказать целую клиентскую историю, но и сделать так, чтобы отзыв захотелось рассмотреть.
Для этого можно воспользоваться вот такой структурой:
- Имя, фото и подпись клиента. В подписи указываем то, что важно с точки зрения результатов. Пример будет ниже.
- Заголовок — цитата клиента о том, какую пользу он получил. Можно сделать связку «проблема → решение».
- Текст. Если он слишком длинный, можно сделать кнопку «Читать полностью», при клике на которую откроется полная версия в pop-up или на отдельной странице.
Пока что это лучший вариант оформления, который пришел мне в голову, и именно его я использую на постоянной основе. Если у вас есть идея получше, буду рад комментарию.
В заголовке необязательно обозначать решение проблемы. Можно сделать что-то вроде затравки, оставив только саму проблему:
Покажите результат, если возможно
Вещественные продукты и некоторые услуги можно показать с помощью фотографий.
Недавно я запустил сайт производства пиломатериалов. Я взял отзывы у двух заказчиков и попросил приложить фотографии. Фото подобраны так, чтобы было видно качество пиломатериала:
В другом проекте, о слуховых аппаратах костной проводимости, получился вот такой отзыв. Здесь фотография демонстрирует не сам продукт, а результат от него. Дело в том, что дети и молодые люди с проблемами слуха часто испытывают трудности в общении, из-за этого им сложно завести друзей. Задача фото — показать, что со слуховым аппаратом это вполне возможно.
Такая структура — человек, заголовок-цитата, текст, фотография — просто один из вариантов. Необязательно все отзывы оформлять в таком же формате. Если вам в голову придет более удачный вариант, буду только рад.
Как улучшить существующие отзывы
Иногда у проекта уже есть отзывы, которые достаточно немного прокачать.
Видеоотзывы — дооформить. Один из вариантов оформления — дописать цитату с самой главной мыслью из отзыва. Так посетитель сайта поймет, что хотели сказать в этом отзыве, даже если не станет его смотреть.
Текстовые — отредактировать. Часто у компании уже есть подробные отзывы в текстовом виде. Ваша задача — привести их в божеский вид.
Двигаться можно по той же типовой структуре:
- Обозначить говорящего: имя, чем занимается (если это важно), откуда. Улучшить фотографию, например, убрать засветы.
- Добавить заголовок про результат или другую ключевую мысль.
- Выровнять хронологию. Часто мысль в отзыве скачет с задачи на решение и обратно. Приведите в порядок структуру так, чтобы хронология была четкой: вот такая была проблема, вот такие способы решения я искал, потом нашел эту компанию и т.п.
- Пройтись упрощающей редактурой: убрать вводные конструкции и прочий мусор, длинные предложения с кучей смыслов разделить на несколько коротких и т.п.
С отзывами всё. В следующий раз расскажу, как составлять и оформлять на сайте короткие кейсы.
Делюсь опытом, как делаю лучшие информационные продукты (прототипы, сайты, статьи, тексты, видео), как работать с клиентом и зарабатывать фрилансом, публикую вакансии о работе с текстом у себя в Телеграм-канале. Подписывайтесь → https://t.me/krometexta
Поделитесь своим опытом работы с отзывами. Как оформляете? Что уже пробовали из описанного в статье? Какие были трудности?
Комментарий недоступен
Здравствуйте! Мы точно в 2022 и отзываем еще верят, особенно в тематиках где люди не такие познавшие интернет как вы)
Тогда можно и кейсам не верить, зачем их публиковать?
Вот поэтому надо читать отзывы на сторонних ресурсах, как это развод ру. Там действительно хорошие отзывы.
Как проверить то, что отзыв клиента, а не создан админом сайта?
Все можно сделать проще - прилепить фото ИИ и написать:
Впервые обратился а фирму TraidingWiev ,по причине найденного большого запаса советских бумажных денег у бабушки в чулане. Все перевели в электронный вид, вложили, перевыпустили, конвертировали и перевыпустили, в результате произошел обмен 1:1.
Выражаю благодарность менеджерам и жуликам TraidingWiev за профессионанизм и скорость!
Ну чем не отзыв?
И без дерганья клиента.
Так действительно можно получить много отзывов, но в них не будет деталей и нюансов, которые делают историю живой. Да и я, как и многие заказчики, не готов штамповать фейковые отзывы.
стоит читать?