Экспресс-анализ видимости: как быстро найти причины падения в поисковиках
Все сайты время от времени сталкиваются с просадкой поискового трафика и снижением видимости. Как понять, в чем причина и какое направление стоит проанализировать более детально? Ответить на этот вопрос можно с помощью экспресс-анализа, методикой которого мы и хотим с вами поделиться.
Экспресс-анализ хорош тем, что не требует много времени (собственно, название говорит само за себя) и помогает определить возможные причины просадки трафика и направления, требующие более глубокого анализа. Такая методика идеальна при работе с крупными проектами с большим числом страниц, когда нет возможности тратить ценное время специалистов и детально изучать все возможные причины, а необходимо оперативно выявить наиболее вероятные.
Экспресс-анализ позволяет SEO-специалисту за короткое время (буквально за час!) определить вероятные причины просадки видимости и поискового трафика.
Как провести такую аналитику – рассмотрим на конкретном примере, крупнейшем интернет-магазине цифровой и бытовой техники. У данного проекта наблюдалась просадка поисковой видимости в середине июля 2021. Необходимо было в короткие сроки понять, в чем могла быть проблема.
Первое, что нужно сделать – определить масштаб падения, сопоставив результаты проекта с рынком и ближайшими конкурентами, и проанализировать точки падения в разрезе десктоп/мобайл и в разрезе регионов, если компания работает на федеральном уровне.
В нашем случае оказалось, что в регионах проект чувствует себя более-менее стабильно, и просадка пришлась на Москву и Московскую область, причем сайт упал как в десктопной выдаче, так и в мобильной.
Падение наблюдается по всей тематике у всех конкурентов.
Вместе с тем, в тот же период, наблюдается активный рост Я.Маркет. Такой резкий рост Я.Маркета может сам по себе привести к падению поисковой видимости всех остальных сайтов, потому что многие участники выдачи в итоге опускаются минимум на одну позицию.
Наиболее значительно падение затронуло позиции в ТОП3 и ТОП5 (это подсвечивают просевшие метрики %ТОП3 и %ТОП5 — доли ключевых слов проекта в ТОПе).
Видимость сайтов тематики по метрике %ТОП5 с мая по август 2021. В июле наблюдаем достаточно сильную встряску, которая затронула многие проекты.
Определим, какие категории товаров пострадали больше всего, т.е. с чем SEO нужно работать в первую очередь. Для этого сравним значение параметров %TOП3 и %ТОП5 в каждой категории.
В нашем примере падение затронуло все категории.
Потеряли в видимости практически все категории страниц, но больше всего карточки товаров (видимость снизилась на 14,87%). При этом речь идет о снижении на 1-4 места (~80% запросов), а не о сильной просадке на 10 и более.
Также наблюдалось падение по семантике.
Очевидно, причина просадок вовне — посмотрим, что происходит с рынком и ближайшими конкурентами.
В зависимости от динамики видимости конкурентные проекты можно сгруппировать следующим образом: проекты с отрицательной динамикой видимости, удерживающие прежние позиции сайты и растущие.
Так как изменение видимости произошло у многих конкурентов, с большей вероятностью можно сказать, что просадка нашего проекта произошла из-за изменения ранжирования в тематике. В таких случаях иногда бывает откат, а затем выравнивание позиций, поэтому продолжим наблюдение.
Оценить, насколько наше предположение верно, мы сможем, наблюдая за динамикой видимости в следующем месяце, первой половине августа.
В августе проект вырос по %ТОП3.Тем не менее, мы видим просадку метрик видимости и потенциального трафика (9 и 17 августа) на 3-5%.
Но если обратить внимание на график за больший период, то видим, что для проекта это обычные незначительные отклонения, когда "трясет" высокочастотные запросы и наблюдается значительный разброс по метрикам.
Это подтверждается и просевшими за период высокочастотными запросами проекта (таких оказалось 1774), но просадка по запросам незначительна, поводов для сильного беспокойства нет.
ВЫВОД
По итогам экспресс-анализа выяснили, что просадка проекта не связана с техническими ошибками на сайте, причина вовне. Так как изменения наблюдаются и у конкурентов, вероятно, причина падения по проекту — изменение алгоритмов ранжирования.
Достаточно частая ситуация, когда в результате резкого изменения ранжирования в Яндексе после значительной просадки или роста сайты через время возвращают свои позиции. Но через неделю после падения видимость проекта не восстановилась. Переходим к более глубокой аналитике и параллельно готовим план работ по улучшению видимости проекта.
****
автор: Кирилл Терентьев, аналитик SEOWORK
В яшке есть режим сбора пф в течении 1-4 недели. Может колбасить весь топ. Предпринимать ничего не нужно, ну кроме подкрутки пф.
Гугл более линеен и стабилен, перемешивания топа случаются крайне редко и быстро фиксятся.
Все танцы с бубном и обмазывание аналитикой от неумения мониторить банальные апы поисковых систем.
ЛОЛ )
Когда заказчик стоит с ножом у горла (зачёркнуто) требует объяснений, а ты всё сделал по красоте:
Есть мнение что реальные алгоритмы есть у Гугла. У Яндекса - только ручная формула и разговоры про матрикснет.
Думаю, что это один из рабочих способов понять в чем причина падения. Но редко, конечно, будет достаточно одного такого экспресс-аудита
Я правильно понял?
1. Потеряли в видимости → смотри, что происходит с рынком и ближайшими конкурентами.
2. Изменение видимости произошло у многих конкурентов → изменение алгоритмов ранжирования.
3. Если через время (какое?) сайты не возвращают свои позиции → переходи к более глубокой аналитике.
И обязательно нужно анализировать по каким категориям, страницам и запросам происходит падение - падение вполне может быть вызвано техническими ошибками на сайте, а не изменением алгоритмов ранжирования.