«А она вообще бывает довольна?»

На днях один бывший коллега у меня спросил про своего руководителя, которого я знаю много лет: «Скажи, а она вообще бывает довольна?» Пояснил, что что бы ты не делал, всегда получаешь только негативную обратную связь. Этот вопрос натолкнул меня на мысль описать ситуации: когда руководитель дает только негативную обратную связь или не дает совсем никакой.

В этой статье мы рассмотрим несколько причин, почему это происходит:

«А она вообще бывает довольна?»

1. Неумение давать конструктивную критику:

Некоторые руководители просто не умеют давать конструктивную критику, и их негативная обратная связь звучит как упреки или оскорбления.

Примеры неконструктивной критики:

• "Ты совсем ничего не умеешь!"

• "Это ужасно! Я не знаю, как ты мог такое сделать"

• "Ты безнадежен"

• "Все из-за тебя!»

• "Ты никогда не станешь хорошим сотрудником"

Примеры конструктивной критики:

• "Я заметил, что ты допустил несколько ошибок в отчете. Давай вместе посмотрим, как их можно исправить»

• "Мне кажется, что ты мог бы сделать презентацию более интересной, если бы добавил больше иллюстраций"

• "Я уверен, что ты справишься с этой задачей, но тебе нужно будет немного больше постараться"

2. Недоверие к сотрудникам:

Руководители могут не доверять своим подчиненным и не считать, что они способны воспринять обратную связь адекватно.

Примеры обратной связи, основанной на недоверии:

"Я не уверен, что ты справишься с этой задачей"

• "Я не уверен, что ты справишься с этой задачей"

• "Мне нужно будет проверить твою работу, прежде, чем я смогу доверять результатам»

• "Я не думаю, что ты достаточно компетентен для этой работы"

• "Ты постоянно меня разочаровываешь"

• "Я не могу тебе доверять"

Пример обратной связи, основанной на доверии:

• "Я верю, что ты справишься с этой задачей. Если тебе понадобится помощь, я всегда готов тебе помочь"

• "Я рад, что ты взял на себя инициативу в этом проекте. У тебя все получится"

• "Я ценю твой вклад в работу команды"

3. Сфокусированность на ошибках:

Некоторые руководители фокусируются только на ошибках сотрудников, вместо того чтобы отмечать их достижения.

Примеры обратной связи, основанной на фокусировке на ошибках:

• "Я снова вижу ошибки в твоей работе."

• "Ты мог бы сделать это намного лучше."

• "Сколько раз я тебе говорил, что нужно делать это по-другому?"

• "Ты никогда не делаешь ничего правильно."

• "Ты безнадежен."

Пример обратной связи, основанной на достижениях:

• "Я рад, что ты вовремя закончил этот проект"

• "Ты отлично справился с этой задачей. Я вижу, что ты приложил много усилий»

• "Мне нравится твоя креативность и энтузиазм"

4. Негативный стиль руководства:

В некоторых компаниях существует авторитарный стиль руководства, при котором руководитель постоянно критикует своих подчиненных.

Примеры обратной связи при авторитарном стиле руководства:

• "Ты опять все сделал неправильно!"

• "Ты никчемный сотрудник!"

• "Я не знаю, зачем я тебя вообще нанял!"

• "Из-за тебя мы все опоздаем!"

• "Ты не умеешь работать!"

• Дай я сделаю сам/сама, а ты, наконец, поймешь, как нужно работать!»

Пример конструктивной обратной связи:

• "Я вижу, что ты допустил ошибку. Давай вместе разберемся, как ее можно исправить"

• "Мне кажется, что ты мог бы сделать это немного лучше. Вот несколько советов"

• "Я ценю твой вклад в работу команды"

5. Личностные особенности:

Некоторые люди просто более склонны к критике, чем другие, в силу своих особенностей личности.

На примере, руководителя-нарцисса.

Пример обратной связи от начальника-нарцисса:

• "Ты отлично справился с этой задачей, но я бы сделал ее еще лучше"

• "Ты молодец, что додумался до этого, но я бы предложил другой подход"

• "Я рад, что ты получил повышение, но ты должен понимать, что без моей помощи ты бы его не получил"

• "Ты хороший сотрудник, но тебе еще многому нужно учиться у меня»

Примеры конструктивной обратной связи:

• "Я рад, что ты вовремя закончил этот проект. Вижу, ты приложил много усилий"

• "Мне нравится твоя креативность и энтузиазм. Как ты думаешь, как можно улучшить этот проект?"

• "Я ценю твой вклад в работу команды. Расскажи, как ты добился такого результата"

Примеры обратной связи от начальника-параноика:

• "Ты слишком много времени проводишь в разговорах с коллегами. Я уверен, что ты обсуждаешь меня за моей спиной"

• "Мне кажется, что ты не до конца лоялен компании. Я буду за тобой следить"

• "Я не уверен, что ты можешь справиться с этой задачей. Ты не внушаешь мне доверия"

• "Ты слишком много знаешь. Я не могу тебе доверять конфиденциальную информацию"

Примеры конструктивной обратной связи:

• "Я заметил, что ты часто опаздываешь на работу. Давай вместе разберемся, как можно решить эту проблему"

• "Мне кажется, что ты мог бы быть более активным на совещаниях. Как ты думаешь, почему ты не хочешь делиться своими идеями?"

• "Я ценю твой вклад в работу команды. Расскажи, как ты добился такого результата"

Примеры обратной связи от руководителя-микроменеджера::

• "Почему ты не сделал это так, как я тебе говорил?"

• "Я не могу тебе доверять эту задачу. Я сделаю ее сам."

• "Ты постоянно меня разочаровываешь. Мне нужно все за тобой переделывать."

• "Не делай ничего, пока я не проверю твой план."

• "Я не уверен, что ты справишься с этой задачей. Мне нужно быть рядом, чтобы контролировать тебя."

6. Непонимание ценности позитивной обратной связи:

Некоторые руководители не понимают, насколько важна позитивная обратная связь для мотивации сотрудников.

Примеры обратной связи от руководителя, непонимающего ценности позитивной ОС:

• "Обратная связь? Это пустая трата времени."

• "Я сам знаю, как мне работать."

• "Мне не нужна ваша обратная связь."

• "Я не буду менять свой стиль работы."

• "Если вам что-то не нравится, можете уволиться."

7. Отсутствие культуры обратной связи:

В некоторых компаниях просто не существует культуры обратной связи, поэтому ни руководители, ни сотрудники не считают ее чем-то важным.

В такой среде обратная связь может быть:

Нечастой: сотрудники могут получать обратную связь только раз в год, например, во время аттестации.

Неформальной: руководители могут давать обратную связь в устной форме, "на ходу", без какой-либо системы.

Неконструктивной: обратная связь может быть сфокусирована на недостатках и ошибках, а не на достижениях и возможностях развития.

Необъективной: обратная связь может быть основана на личных симпатиях или антипатиях, а не на объективных критериях.

Неполезной: сотрудники могут не понимать, как использовать обратную связь для улучшения своей работы.

Что делать, если руководитель дает только негативную обратную связь:

• Поговорите с руководителем:

Объясните ему, что вам нужна конструктивная обратная связь, а не просто критика.

• Попросите конкретную обратную связь:

Спросите, что руководитель думает о вашей работе, что вы можете делать лучше, какие у вас есть сильные профессиональные стороны и над чем нужно поработать.

• Не принимайте критику на свой счет:

Помните, что критика – это не оценка вашей личности, а инструмент для вашего развития.

Ищите обратную связь из других источников:

Попросите коллег, клиентов или друзей дать вам обратную связь о вашей работе.

Начать дискуссию