На что стоит обратить внимание при выборе работодателя?
Время от времени мы меняем работу. Процесс трудоустройства включает в себя несколько обязательных этапов. Базово их 4:
- Знакомство соискателя с рынком труда и выбор подходящего предложения;
- Отправка работодателю резюме с контактными данными для обратной связи;
- Собеседование и другие этапы;
- Заключение трудового договора и оформление
1 этап: Выбор вакансии. Итак, вы нашли подходящую, на ваш взгляд, вакансию. Что нужно изучить, прежде чем откликаться на нее? В первую очередь, перед вами открыто описание вакансии. Есть ли название компании? Бывает, что некоторые компании размещают «закрытые» вакансии и узнать, что это за компания можно только при интересе к вашему резюме в случае вашего отклика на него. Допустим, в нашем случае есть название компании. В любом случае нужно изучить ту информацию о компании, которая доступна.
Можно проверить, зарегистрирована ли компания в едином государственном реестре юридических лиц ЕГРЮЛ https://egrul.nalog.ru/index.html Обратите внимание на дату регистрации компании, адрес и сведения о руководителе. Также зайдите на сайт https://bankrot.fedresurs.ru и проверьте статус сведений о банкротстве. Почему это важно? Нанимать сотрудников при запущенной процедуре банкротства компания имеет право, а если процедура банкротства пройдет успешно, вас просто уволят, причем по закону. Также загляните на сайт ФНС https://www.nalog.gov.ru/ и проверьте, платит ли компания налоги.
В описании вакансии обратите внимание на понятные формулировки описания задач, подробные условия, отсутствие ошибок и контакты менеджера – все это создает более доверительное отношение к компании. Если вакансию разместила компания, то обязательно перейдите на ее сайт, изучите информацию. Наличие актуальной информации на сайте говорит о работе компании с внешним HR-брендом. Посмотрите другие вакансии, которые размещает компания. Изучите отзывы, но не делайте скорополительных выводов, если отзывы только отрицательные, - лучше уточнить интересующую вас информацию у сотрудников компании на встречах, понаблюдать за их реакцией на ваш вопрос об этом (если дело дойдет до собеседований). Если есть желание и возможность, посмотрите финансовые итоги компании за предыдущие периоды. Эта информация поможет определить поток клиентов, стабильность компании.
Попробуйте узнать, кто руководитель компании и ключевые сотрудники – поищите их социальные сети, оцените стиль письма, комментарии к постам. Наверняка, среди них будут комментарии коллег. Часто крупные компании публикуют открытие социальные сети для сотрудников. Например, в телеграмм-каналах можно найти несколько сетей одной и той же компании, изучайте информацию для сотрудников, комментарии.
Рекомендация: наберите в поисковике работного сайта название компании, поищите резюме бывших сотрудников на аналогичной должности, изучите их стаж в компании. У вас могут возникнуть вопросы, которые вы сможете задать на собеседовании. Спрашивайте своих знакомых и друзей – возможно, кто-то работал в компании.
На что еще нужно обратить внимание?
Если используется вилка с большим значением разницы. Например, от 45 000 до 150 000 рублей. Нужно внимательно изучить, что скрыто за такой информацией: оклад и премиальные? Этот уровень дохода соответствует рынку?
2 этап: Первый контакт. Вы изучили все пункты первого этапа и откликнулись на вакансию. Вам пришло автоматическое уведомление о том, что ваше резюме получено. Хорошо, если в тексте вакансии или уведомлении написано о сроках рассмотрения вакансии. Отнеситесь с пониманием, если сроки могут чуть сдвинуться. Бывает, что приходит 500-700 откликов на 1 вакансию и их все нужно посмотреть, а менеджер по персоналу обычно ведет 10-12 вакансий. В идеале, если ваше резюме не прошло отбор, - получить сообщение об этом, но не все компании, даже крупные, это делают. В нашей ситуации ваше резюме прошло отбор и вам прислали приглашение.
Бывает, что вам сразу может написать или позвонить менеджер. Более хорошим тоном, на мой взгляд, будет использование мессенджера или контакта, который вы указали, как основной и удобный канал связи. Итак, первый звонок: к вам обратились по имени, представились и назвали компанию, уточнили цель звонка, поинтересовались, есть ли у вас время пообщаться, подтвердили у вас актуальность общения по этой вакансии, рассказали кратко о вакансии, ответили на ваши вопросы и назначили первую встречу очно или онлайн, обозначили этапы прохождения собеседований и их формат. Дали информацию как доехать до места или проговорили, как будет проходить онлайн собеседование.
Кейс: Часто компании используют такую формулировку: «Мы вам перезвоним в случае, если ответ от руководителя будет положительным». Здесь многие кандидаты начинают нервничать, что им обещали перезвонить и не делают этого. Такой ответ считается стандартным и обычно дается в том случае, если вакансий много, откликов тысячи и перезвонить всем физически не получается. Бывают, безусловно, ситуации, когда обещали без всяких условий, и не перезвонили. Что ж, неидеально выстроенные HR-процессы тоже встречаются в нашей работе.
3 этап: Собеседование/интервью. За день и за час до встречи нанимающая сторона уточнила, в силе ли встреча со стороны работодателя и вас. Если встреча очно, встретили вас, проводили до назначенного места, уточнили через сколько минут начнется собеседование. Если встреча онлайн, заранее сбросили ссылку, проверили связь. Собеседование началось без опозданий или с минимальным - на 3-5 минут. Вам представили участников встречи, уточнили как добрались и в целом состоялся такой приятный смол ток. Менеджер по персоналу или другой ведущий встречи обозначил примерный план встречи, сколько займет интервью времени, вам рассказали о вакансии, провели интервью и ответили на ваши вопросы. В конце встречи обозначили сроки обратной связи и проводили вас до выхода. По итогам у вас должно сложиться приятное комфортное ощущение от беседы и атмосферы на встрече.
Рекомендация: хорошим тоном со стороны кандидата будет предупреждение работодателя о невозможности пройти интервью в обозначенный день и время. Если вы понимаете, что у вас меняются планы, напишите об этом контактному лицу, как можно скорее, не затягивайте. Это охарактеризует вас как ответственного человека.
Если вас торопят с принятием решения, вы чувствуете давление со стороны работодателя, особенно, если вам обозначают жесткие временные рамки принятия оффера – это знак призадуматься, в связи с чем такое обострение ситуации.
4 Этап. Оформление. Вы прошли все этапы и вам сделали оффер. Вы приехали на оформление и что нужно проверить на этом этапе? Вы написали заявление о приеме на работу, вам предоставили должностные инструкции для ознакомления, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, другие ЛНА, имеющиеся в компании, например, Положение об оплате труда и Положение о премировании. После этого вы подписываете трудовой договор и приказ, вам внесли запись в трудовую книжку.
Поздравляю! Вы оформлены!
Рекомендация: проверьте, какая сумма заработной платы будет прописана в трудовом договоре. Соблюдаются ли документально внутренними локальными документами ваши договоренности по выплатам премиальной части, если такая обсуждалась?
пожалуй сохраню себе этот кейс
На что стоит обратить внимание при выборе работодателя?Для особ женского пола (с учётом возраста): смотрите, насколько симпатичный и не противный. Потому что рано или поздно придётся делать выбор.