Трансформация FMCG-рынка: ключевые тренды и вызовы

В отличие от многих других отраслей, FMCG-рынок уже демонстрирует признаки того, что он начинает стабилизироваться. Натуральные продажи впервые вышли в положительную зону после нескольких месяцев снижения и к началу 2023 года достигли +6,1% к прошлому году, по данным NielsenIQ. Кроме того, каналы продаж, такие как гипермаркеты, супермаркеты, минимаркеты и дискаунтеры, стали более стандартными, что означает, что на покупательское поведение больше не влияют внешние факторы.

Весь омниканальный рынок товаров повседневного спроса, который включает как онлайн-продажи, так и офлайн-продажи, вырос на 19,4% в денежном выражении к 2022 году. Влияние повышения цен на развитие рынка составил 21%. Кроме того, в то время как рынок развивался в соответствии с реальным спросом до марта 2022 года, потребление товаров резко замедлилось после бурных закупок в апреле. Однако стоит отметить, что наблюдается рост импульсивных покупок, которые можно отнести к покупкам, относящиеся к наслаждению “здесь и сейчас”, т.е. когда люди постоянно работают или заняты, и в то же время когда хочется отвлечься и порадовать себя чем-то приятным.

Так, к нам обратилась российская сеть гипермаркетов Лента с разработкой бренда и упаковки для их продукта “Delisse”.

СТМ «Лента» – это мультикатегорийный бренд, он включает в себя практически все товарные категории. Однако позиционирование бренда сфокусировано преимущественно на рациональных выгодах продуктов. Для развития ассортимента в категории «сладости» необходимо было разработать яркий кросс-категорийный бренд, который будет транслировать яркие эмоции, способствующие импульсным покупкам.

Результатом проведенной работы стало то, что СТМ Delisse сети гипермаркетов «Лента», стала лауреатом 3 степени на премии Private Label Awards by SobMaExpo 2023 в номинации «Прорыв года». Как следствие, Лента смогла увеличить выручку от продаж СТМ и добилась своей основной цели - успешно вывести новую СТМ на рынок.

Трансформация FMCG-рынка: ключевые тренды и вызовы

С чем пришлось столкнуться FMCG рынку?

Тем не менее, под внешним фасадом стабилизации продаж скрываются тенденции, которые в долгосрочной перспективе определят новый курс рынка.
В частности, сам ритейл, инфляция, постоянная трансформация ассортимента и покупательских привычек.
Реальный потребительский спрос и изменение ассортимента все еще оказывают негативное влияние; однако, если разбить рост продаж на основные драйверы, становится очевидным, что это происходит в основном из-за инфляции. Таким образом, производителям и ритейлерам очень важно следить за изменениями на рынке и понимать все, что влияет на выбор покупателей, и на эффективность продаж.

Одним из ярких примеров быстрого реагирования на изменение выбора и предпочтений покупателя является проект агентства Brandson по брендингу агрохолдинга Выборжец.
Перед брендинговым агентством Brandson (TSN) стояло две задачи: обновить платформу бренда и создать новый образ компании «Выборжец», раскрывающий его миссию.
Агентство Brandson (TSN) провело масштабную работу по сегментированию и оценке рынка, разработали стратегию, которая точно определила характер и масштаб бренда.
В очередной раз подтвердилось убеждение о том, как важно отражать простые человеческие эмоции в бренде и тем самым можно сделать вывод, что необходимо постоянно отслеживать динамику рынка и предпочтения потребителей, которые подвержены постоянному изменению.

Трансформация FMCG-рынка: ключевые тренды и вызовы

Благодаря проделанной работе агрохолдинг «Выборжец» повысил свою узнаваемость. По данным ФНС на 2022 год рост выручки в сравнении с 2021 годом составил 11%, и это несмотря на рыночную турбулентность после февраля 2022 года. По показателю выручки компания находится на 6 месте среди 654 предприятий в своей отрасли. Также на февраль 2023 года агрофирма «Выборжец» стала первой, кто занимается выпуском специального грунта для выращивания шампиньонов на территории России в рамках импортозамещения.

Какие тренды стоит ожидать в перспективе?

Потребители адаптируются к современным реалиям, но их привычное поведение будет продолжать меняться.

В результате трансформации FMCG-рынка и стремления сэкономить покупателям все чаще приходится принимать решения, включая выбор магазина, товара и категорий, от которых можно отказаться. Это приводит к перераспределению спроса между покупателями. Например, потребители могут быть готовы отказаться от отдельных категорий не первой необходимости (например, йогурты, творожные десерты и средства для мытья пола) или премиум-товаров, чтобы перейти на более доступные продукты и магазины. При этом критерии выбора товаров изменились. Например, клиенты могут не быть готовы отказаться от товаров из базовой корзины, но они изменили свою стратегию покупки этих товаров.

<p>Влияние процесса изменения каналов продаж на рынок FMCG</p>

Влияние процесса изменения каналов продаж на рынок FMCG

Трансформация каналов продаж будет иметь большее влияние на рынок FMCG, поскольку потребительский спрос снижается, а дискаунтеры — это торговые точки, где клиенты могут найти товары по низким ценам. К примеру, за последний год каждый пятый россиянин стал чаще посещать сети такого формата. Кроме того, доля дискаунтеров в структуре продаж на российском рынке уже превысила 1/5 общего количества россиян. Хард-дискаунтеры, которые предлагают еще более низкие цены, дали дополнительный толчок для роста. Например, сеть «Светофор», один из крупнейших игроков рынка хард-дискаунтеров, за последний год показала самый большой рост узнаваемости бренда и вошла в топ-3 самых известных сетей в России.

Ожидается стабилизация спроса в ближайшие месяцы, но при отсутствии новых событий<br /><br />
Ожидается стабилизация спроса в ближайшие месяцы, но при отсутствии новых событий

Инфляция на российском FMCG-рынке достигла своего пика в 2022 году, на фоне чего ожидается замедление роста цен, которое уже заметно в начале года в 2023 году. Тем не менее, внешние воздействия на экономику могут сильно повлиять на ценовую политику и развитие рынка, что делает ситуацию непредсказуемой.
При этом объемы потребления ожидаемо восстанавливаются, и данные показывают, что тренды, предсказанные в 2022 году, оправдались. Таким образом, рынок стабилизируется в 2023 году, если не будет новой волны инфляции или экономических проблем.

Изменение ассортимента останется одним из основных трендов года.

В результате разрыва логистических цепочек и выхода многих зарубежных брендов с российского рынка в 2022 году ассортимент товаров значительно изменился. Например, в непродовольственном секторе доступные SKU сократились на 16,2% по сравнению с прошлым годом. В продуктовой группе вымывание ассортимента не было таким значительным (-7%), но уход иностранных брендов изменил ассортимент в некоторых категориях, например, товары для детей, овощи и фрукты.
один из крупнейших производителей свежих овощей и грибов в России. Холдинг производит продукцию на 2- х площадках («Агро-Инвест-Радио» ежегодно выращивает более 40 сортов овощей.
Была поставлена задача разработать позиционирование бренда и креативную концепцию упаковки с аттрактивным, веселым и вовлекающим дизайном, который будет привлекать, в первую очередь, маленьких потребителей. В работе важно было учитывать и время концентрации внимания поколения «альфа» - меньше 8 секунд. Транслируемые брендом смыслы и образы должны легко считываться. В отличие от поколения Z, для «Альф» digital-среда является не будоражащим впечатлением, а реальностью жизни: они ценят офлайн (дети хотели бы поровну делить время дома и на свежем воздухе. Мы выявили два основных инсайта:
- И дети, и взрослые, потребляющие детские продукты, наслаждаются детством как волшебным миром, свободным от забот;
- Самодостаточность этого мира, сочетающаяся с ранним становлением осознанности и социальной ответственности, ляжет в основу нового бренда.

Трансформация FMCG-рынка: ключевые тренды и вызовы

Для вовлечения детской аудитории была разработана игровая механика, позволяющая взаимодействовать с персонажем и развивать его, заботиться о нем. Маскот смотрит на детей с упаковки и предлагает просканировать QR-код, чтобы продолжить совместное путешествие. Название «Кусьняшки» с одной стороны призывает детей к действию, а с другой – описывает милого и приветливого персонажа, которым может стать новым другом и проводником в мир здорового питания.

После расширения продуктовой линейки компания стала более заметной. В марте 2023 года «Моё лето» вошёл в топ-3 самых узнаваемых и любимых (показатель лояльности) брендов овощей. Награда была выдана в рамках нового масштабного российского исследования потребителей защищенного грунта в РФ.
Летом 2023 года Торговый Дом «Моё лето» стал лауреатом Премии «Здоровое питание 2023». Компания была удостоена награды «Лучшая торговая марка» в категории «Овощи». Потребительской премии удостоились несколько продуктовых линеек помидоров черри.

В основном, изменившаяся структура спроса будет во многом определять тренды 2023 года. Ориентиром для российских покупателей стали более доступные цены на товары, включая местные бренды и частные марки, а также интересные промо-акции от продавцов. Таким образом, производители и ритейлеры FMCG продолжат формировать свои бизнес-стратегии на основе потребностей покупателей. В 2023 году рынок продолжит меняться благодаря изменениям каналов сбыта, обновлению ассортимента и появлению новинок, с целью заменить старые бренды.

Елена Юферева - эксперт АБКР, CEO Brandson (TSN)
Начать дискуссию