Почему корпоративное обучение проигрывает инфобизному выпиливанию лобзиком?
Пока писала про приоритеты на 2024, вспомнила еще один основной фокус, на котором строится вся экономика инфобиза - обучение.
Еще каких-то 2-3 года назад я слыхом не слыхивала про те возможности обучения и развития, что таятся на просторах соц сетей. А это был самый пик буйного цветения инфоцыганщины. До меня-то долетала только безобидная таргетированная реклама - курсы, мастер- классы, бесплатные вебинары для мам в декрете, тех, кто хочет быстро и просто изменить свою жизнь, зарабатывать на пряниках, помогающих профессиях, крипте и другой разношерстной всячине. И то зацепило.
Я, как директор по персоналу с ярко выраженной профессиональной деформацией, с большим скепсисом и пессимизмом отношусь к силе обучения и развития персонала. Есть хорошая формула 70-20-10, развитие оптимально, когда 70% проходит на рабочем месте- новые задачи, проекты, делегирование под чутким руководством. 20% за счёт взаимодействия на том же рабочем месте- решение вопросов, возникающих в процессе работы. И только 10% - это тренинги, когда тренер транслирует теорию, иногда подкрепляется практикой.
Эти 10% - очень странный конструкт. Они являются геморроем в чистом виде для любой организации. Во-первых, обучение стоит денег, ресурсов на организацию, ресурсов самих сотрудников - пройти это кровью и потом организованное обучение. Ведь любое обучение - это отрыв от производства, сотрудник вместо своей работы, идет на обучение, потом приходится наверстывать, это двойная нагрузка для сотрудника, отсюда и антимотивация. Кроме этого, за 20 лет в управлении персоналом я не видела ни разу расчет финансовой эффективности обучения, хоть какого-то ROI, или влияния на текучесть, вовлеченность. Которые худо-бедно можно экономически рассчитать.
Какие проблемы мы решаем обучением? Если хотим залатать дыры в налоговом законодательстве, ну бред же! Или бухгалтер отслеживает изменения в налоговом учете и подает отчетность корректно, или уже никакое обучение не поможет. И так во всем, или сотрудники заинтересованы и ответственны, или никаким обучением - это не подрулишь!
Есть другая ветка обучения - для руководителей, например, лидерство и стратегические сессии. Это другая история. Об этом - отдельно расскажу.
А как работает обучение в инфобизной оболочке? Во-первых, человек сам выбирает чему и как учиться. Скорее всего человека цепляют те темы, которые откликаются или текущим увлечениям, или давним хотелкам, которые были позабыты и позаброшены в персональном дне сурка, или еще круче, подсознание прорвалось наконец-то . То есть, это - наше внутреннее движение души. Тебе интересно! Тебе хочется узнать и попробовать больше! Это самая крутая мотивация при обучении, о которой может только мечтать добропорядочный работодатель, пытающийся организовать обучение для своих сотрудников. Во-вторых, обучение- платное! Оплачивая свое обучение, отношение соответствующее. Человек, как губка, впитывает знания, бодро и задорно выполняет домашние задания, с нетерпением ждёт обратной связи от куратора курса, с удовольствием и трепетом открывает новые уроки на гет курсе. Это волшебное обучение приводит человека из точки А, где царит уныние и печаль, в точку Б, где его ждут райские кущи счастливой монетизации хобби или обретения спокойствия души.
Поэтому работодателям надо задуматься, где у него своя точка А, и где точка Б. А главное - как сделать так, чтобы эти и другие точки совпадали у каждого в компании, от генерального директора до уборщицы! Тогда и 10% заиграют новыми красками.