Как правильно оценивать плюсы и минусы цифровой трансформации

Как с одной стороны понять ее необходимость, а с другой не бороться потом с завышенными ожиданиями. Какие аргументы выбора пути работают всегда?

В первую очередь бизнес должен понимать, что ему даст ЦТ. Если потенциальная выгода превышает затраты на длительном горизонте, то остается лишь сформировать стратегию и двигаться по ней, корректируя ее по мере необходимости. Самый главный аргумент для начала или ускорения цифровизации или ЦТ в бизнесе - это повышение эффективности бизнеса и возможность его существования на конкурентном рынке. Самый главный риск - это риск потратить все деньги на цифровизацию до того момента, как начнете на этом зарабатывать.

Прозрачные выгоды, хорошо сформулированные цели и реалистичный план позволят не допустить завышенных ожиданий и помогут корректно менять план в зависимости от возникающих внешних факторов на тернистом пути трансформации бизнеса.

Перед тем, как входить в сложный процесс цифровизации или даже ЦТ, необходимо четко проявить все плюсы, которые это может принести вашему бизнесу. Наиболее очевидные и явные плюсы, это:

  • Повышение эффективности (снижение затрат, увеличение выручки)

  • Возможность увеличить свою долю рынка

  • Возможность сохранить бизнес на конкурентном рынке

  • Возможность привлекать квалифицированный персонал с рынка (который не пойдет в устаревшую компанию, если у него будет выбор) и сохранить команду

Самые главные минусы процесса цифровизации или ЦТ:

  • Стоимость (это дорого). Нужно регулярно вкладывать серьезную долю оборота (как правило свыше 2%, в зависимости от активности стадии)

  • Отсутствие гарантий возврата инвестиций на старте проектов цифровизации

  • Сложный выбор между различными путями цифровизации - собственный ИТ продукт или решения от вендора, влияющий на будущее компании

Важно также рассматривать эти плюсы и минусы на длительном временном интервале, поскольку как правило результаты приходят не сразу, но приходят надолго. Например, корректно составлять стратегическую программу цифровизации на 2-5 лет в зависимости от масштабов бизнеса и влияния цифры на бизнес. При этом она должна быть связана со стратегией развития бизнеса, а по сути поддерживать ее или обеспечивать. Если такая стратегия есть, то превратить ее в реалистичный план - задача хоть и сложная, но реализуемая, а нарезать план на годовые отрезки с прозрачным P&L тем более решаемая задача.

Наличие реалистичного плана реализации стратегии, а по сути плана проектов, годового бюджета, ресурсного плана позволит поставить проекты цифровизации на поток и не иметь завышенных ожиданий, а наоборот корректировать результаты и ожидания в процессе реализации стратегии согласно меняющимся условиям рынка.

Дорожная карта реализации проектов может быть скорректирована в зависимости от финансовых возможностей компании, ресурсных конфликтов, недостатка экспертизы и по множеству других факторов, в результате которых скорость цифровизации и достижения стратегических целей может снижаться. В этом случае необходимо руководствоваться показателями выгоды от каждого проекта. Т.е. в первую очередь необходимо запускать в реализацию те проекты, которые лучше всего отвечают следующим критериям:

  • Приносят максимальную прибыль максимально быстро
  • Информации и ресурсов для реализации проектов достаточно
  • Минимальная зависимость от других видов работ и минимальные риски задержки в реализации из-за внешних факторов

Соблюдение этих условий позволит создать реалистичный граф реализации проектов, а значит повысить вероятность его реализации в срок. Также очень важно реалистично оценивать выгоду от реализации каждого проекта, и уметь ее проверить после внедрения.

Все это вместе позволит сформировать реалистичные ожидания от ЦТ, не обмануть их в процессе ЦТ и в итоге достичь целей ЦТ.

Начать дискуссию