16 ИТ-проблем в компании, которые тормозят бизнес

Очень часто собственник или топ-менеджер компании видит, что в компании что-то идет не так, где-то просадка, кто-то тормозит, смотрит на работу конкурентов и не понимает, что все-таки в его фирме не так работает.

Для этого я подготовил некий такой условный диагностический чек-лист, по которому можно определить, нужно ли подключать ИТ-аудит или проблема в чем-то ином.

Давайте по порядку, если вы в трех и более пунктах узнали описание вашей компании, то все, вам пора принимать меры!

Александр Афанасьев - международный ИТ эксперт в ритейле
Александр Афанасьев - международный ИТ эксперт в ритейле

Проблема, которую видит компания (CEO, Owner)

  1. Реализация проектов и доработок идет медленно и не успевает за потребностями и развитием компании (иногда кажется, что всё стоит на месте, и ничего не меняется).
  2. У вас есть проекты, которые вы не можете реализовать более 2-х лет, хотя они важны для бизнеса и вы считаете их самыми приоритетными. И вы точно для себя не можете ответить, почему не получается.
  3. ИТ департамент требует ТЗ на каждый шаг, ведет себя пассивно, не предлагает решений, взаимодействие строится на обмене множеством документов, часто это ТЗ приходится переписывать, потому что там что-то неверно указано, и говорят, что его нельзя взять в работу.
  4. Часто вы слышите что-то или иное изменение сделать невозможно, потому что [впишите свою причину]. Вы привлекаете внешних экспертов, но все решения, которые они предлагают либо останавливаются из-за сопротивления ДИТ, либо сводятся к тому, чтобы поменять всё и всех, что обычно неосуществимо. На самом деле сделать можно всё что угодно, вопрос ли в цене, времени и точке, из которой стартуем.
  5. Вы наблюдаете разрозненность в действиях ИТ, видите, что руководители направлений между собой взаимодействуют недостаточно, и все вопросы эскалируют на вас, и вам приходится принимать решения в условиях недостатка знаний и навыков, опираясь на информацию, полученную от коллег. У вас нет уверенности, что вами не манипулируют. И у вас нет доверия такой ИТ структуре, т.е. вы заранее не доверяете любому ее продукту, поскольку уверены, что решение было принято без приложения должных усилий и экспертизы.
  6. Вы видите большие затраты, которые уходят на поддержание жизни/работы ДИТ департамента, но чувствуете несоответствие этих затрат получаемому результату. При попытке разобраться натыкаетесь на сопротивление сотрудников ДИТ, объясняющих, что там внутри всё очень сложно и взаимосвязанно и не поддается декомпозиции и оцифровке.
  7. Ваша отчетность показывает разные цифры там, где они должны быть одинаковыми. Вы регулярно видите расхождения в данных разных систем (или одной и той же системы), и перестаете доверять этим данным. В итоге вы начинаете их перепроверять, нанимаете штат аналитиков для этой перепроверки и сведения в единый отчет. Т.е. несете большие затраты, и получаете в итоге информацию с большой задержкой от анализируемого момента.
  8. Вы регулярно слышите об ошибках какой-то синхронизации, интеграции, о том, что что-то не успело посчитаться к началу рабочего дня. Получаете от ИТ при этом вполне обоснованные объяснения этих проблем, с которыми не можете аргументированно спорить, потому что не обладаете необходимыми знаниями и навыками. Понимаете, что так быть не должно, но возразить не можете. В итоге получаете отчетность позже, чем она обычно была нужна.
  9. Вы теряете лояльность штатных сотрудников из-за внутренних систем, в которых расходятся данные. Вам неудобно работать, приходится одному сотруднику работать в пяти и более системах, изменения делаются месяцами или годами, когда они уже не нужны, а люди, которые их заказывали уже, уволились. Сотрудники уходят в компании, у которых автоматизация и цифровизация находится на более user friendly уровне.
  10. В результате работы ИТ функции вы не создаете интеллектуальную ценность и не накапливаете интеллектуальные активы (CAPEX), а просто тратите деньги на поддержание работы ДИТ (OPEX). Т.е имея высокие затраты вы их не капитализируете, и не повышаете стоимость компании.
  11. Вам кажется, что если сейчас начать делать изменения сверху в ИТ департаменте, то все развалится, все люди разбегутся (всех с собой заберут руководители), и тогда компании точно конец. (P.S. это не так).
  12. У вас нет плана реализации проектов на 1 год вперед, подкрепленного ресурсным планом.
  13. У вас нет понимания, по какому принципу формируется штат ДИТ как по перечню компетенций, так и по количеству персонала по каждой компетенции. Обычно к вам приходят и говорят, что нужно расширить штат, потому что текущих специалистов уже не хватает и они очень перегружены, поэтому нам нужно условно +5 новых сотрудников. При этом вы не до конца понимаете функционал и зону ответственности каждой роли и позиции в ДИТ.
  14. Вы лично знаете считанное кол-во сотрудников ДИТ и считаете их супер ключевыми или уникальными. Точно уверены, что если они покинут компанию, то всё развалится, потому что кроме них больше никого нет, остальные – простые исполнители.
  15. У вас нет цифровых инструментов управления ДИТ, основанных на числах и показателях. И вы не знаете, как ими управлять и как оценивать обратную связь от управляющих воздействий.
  16. ИТ не проявляет сопричастность к развитию компании, считает, что должно только ТЗ выполнять.

В следующих статьях я расскажу к чему в итоге это все может привести, если не предпринимать никаких действий и как с этим бороться.

До встречи! Подписывайтесь, чтобы не пропустить чего-то важного.

Вот мой ТГ КАНАЛ, в нем все об автоматизации, цифровизации, цифровой трансформации и немножечко больше :)

2 комментария

А может дело в том, что на каждого IT специалиста есть по 3 «эффективных менеджера» которые между собой не могут договориться и распределить зоны ответственности и после каждого похода к бизнесу меняют требования, руководствуясь желанием прикрыть пятую точку?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить