Когда нанимать руководителя?

В жизни есть как минимум два вопроса, на которые никогда не будет однозначного и правильного ответа:

  • Что появилось раньше: яйцо или курица?
  • Нужно брать сначала менеджера по продажам или РОПа?

По второму вопросу я выскажу свою позицию, основанную на личном опыте

Чтобы мы били в одном контексте, я дам свою формулировку понятия «бизнес»

Бизнес – это инструмент достижения финансовой цели собственника посредством управления внутренними и внешними ресурсами бизнеса, полученной в единицу времени при наличии определенного и неопределенного процента риска

Вариант 1. Сначала берем руководителя, который соберет свой отдел, установит в нем все процессы и выдаст нам ожидаемый результат

Плюсы:

  • Задача собственника сводится к минимальному объему действий – найти и договориться с человеком, который сделает все сам

Минусы и риски:

  • Время получения результата. Принимая Вариант 1, надо понимать, что, нанимая руководителя, который будет формировать свою структуру, мы получаем достаточно длительный цикл получения реального (ожидаемого) результата, так как цикл найма и стандартизации работы займет 3-6 месяцев
  • Ошибка с наймом руководителя. На этапе найма мы не можем на 100% учесть следующие факторы: сможет ли звезда – руководитель принять действующие стандарты и требования собственника (компании); сможет ли звезда – руководитель выполнить принятую им задачу по формированию отдела, стандартизации работы, получения от его подразделения планового результата
  • Сотрудник принадлежит тому, кто его нанял. Это правило, которое работало, работает и будет работать. Есть вероятность получить руководителя, который может шантажировать или выйти из компании со своим отделом. Читая резюме руководителей, можно увидеть фразу: «перейду со своей командой». Это значит, что руководитель считает себя собственником своего отдела, зачастую созданного не за его деньги, а за деньги бизнеса, в котором у него было право создания отдела

Когда данный вариант применим:

  • Если у собственника нет компетенции самостоятельно создать отдел, став для него (на 3-6 мес.) руководителем
  • Если собственник принял решение о заводе в компанию сильного руководителя, способного взбодрить действующую систему управления
  • Когда собственник нанимает руководителя, у которого есть опыт работы в данной нише, и у него есть своя «записная книжка» (клиентская база), которая может дать быстрый финансовый результат
  • Когда собственник понимает риск ухода руководителя с командой и минимизирует данный риск через выстраивание с сотрудниками отдела коммуникацию, которая позволит ему сделать сотрудников частью компании
  • Когда собственник понимает свои финансовые и репутационные потери от ошибки найма руководителя, у которого не получился результат

Вариант 2. Сначала берем менеджера / менеджеров, которыми управляет собственник, готовя себе замену (преемника)

Плюсы:

  • Нанимая менеджеров – исполнителей, проведя короткую адаптацию и погружение в продукт, компания может достаточно быстро получить работу с клиентами (партнерами)
  • На этапе собеседования необходимо определить управленческий потенциал нанимаемых сотрудников. При одновременном найме двух – четырех менеджеров по итогу испытательного срока (2-3 мес.), если не ошиблись при найме, можем получить преемника, которому передаем управление отделом
  • Назначение руководителя из менеджеров показывает, что в компании возможен карьерный рост
  • Выращенный руководитель имеет высокую степень лояльности к компании

Минусы и риски:

  • Если собственник не имеет достаточной компетенции в создании и управлении конкретным отделом, то лучше не тратить время на создание того, что не будет работать
  • Доморощенный управленец очень редко делает прорыв, так как он повторяет то, чему его научили в компании. То есть у доморощенного управленца очень высокая лояльность, но низкая насмотренность, так как нет опыта работы в других компаниях

Когда данный вариант применим:

  • Когда собственник имеет достаточно компетенций и может выполнить роль руководителя отдела
  • Когда компании нужно удержать то, что есть, и не нужно ничего менять в системе управления

Вариант 3. Найти наставника, который поможет собрать и выстроить работу отдела

Данный вариант работает хорошо, если вы в наставники берете знакомого вам профессионала, который совместно с вами под вас создает работающий отдел

Всегда есть выбор и выбор зависит только от собственника, так как только собственник оценивает все риски и определяет вариант развития своей компании

11
Начать дискуссию