Источники манипуляций сотрудников: как не позволить работнику обернуть закон в свою пользу
Работник потребовал у компании выплату в 56 000 000 рублей — реальный кейс из практики юридической компании BLS. К каким только манипуляциям не прибегают сотрудники, чтобы обернуть закон в свою пользу. Сейчас работники лучше осведомлены о своих правах и знают, что суд охотнее встанет на их сторону в случае трудового спора. Как быть в этой ситуации работодателю?
В условиях дефицита кадров сотрудники чувствуют зависимое положение работодателя и чаще готовы отстаивать собственные интересы в ущерб интересам компании. И внешние условия благоволят этому. Устойчивый тренд последних лет — смещение баланса интересов в сторону сотрудника. Работники лучше осведомлены о своих правах, видят новые законодательные инициативы в свою пользу, знают, что суд охотнее встанет на сторону работника в случае трудового спора. Всё это — предпосылки для манипуляций со стороны сотрудников. И с ними необходимо бороться.
Сегодня бизнес вынужден самостоятельно защищать свои интересы. В каждой компании должны быть системы на уровне локальных нормативных актов, которые помогут обезопасить компанию от конфликтов и судов.
С какими манипуляциями сталкиваются работодатели и как им противостоять?
Проблема 1. Неисполнение рабочих обязанностей
Например, сотрудник не выполняет поставленные задачи или выполняет их частично; срывает дедлайны; перекладывает ответственность за выполнение поставленной ему задачи на коллег.
💬 Часто HR и руководители слышат такие уловки сотрудников: «Мне не хватило времени на выполнение задачи», «Это не входит в мои обязанности», «Мне не объяснили задачу».
Решение: создание юридически значимых должностных инструкций и системы дисциплинарных взысканий. Какой результат это даёт:
- Повышение эффективности работы сотрудников: у нас есть кейсы, когда замеры эффективности показали рост +20%
- Сокращение бюджета на увольнение до 0 окладов
- Сокращение скорости расставания с конфликтными сотрудниками с 4-6 месяцев до одного
Проблема 2. Неконтролируемые результаты работы дистанционных сотрудников
У руководителя и HR нет понимания объёма выполненных задач и фактического графика работы сотрудника в течение дня; сотрудник не выходит на связь в рабочее время и не выполняет задачи / затягивает сроки.
💬 Какие манипуляции используют сотрудники: «Я живу в другом часовом поясе, мне неудобно подключаться ко встречам», «Я не увидел задачу в CRM-системе / мессенджере / почте».
Решение: разработка документального фонда по дистанционному труду. Какой результат это даёт:
- До 95% выполнение планов работы дистанционными сотрудниками
- До 3-х дней сокращение времени на подписание документов
- Отсутствие конфликтов в отделах с дистанционными сотрудниками
- Сокращение бюджета на увольнение до 0 окладов
Проблема 3. Низкая эффективность обучений, и как следствие, низкая эффективность работы сотрудников
Сотрудники выполняют планы по нижней границе KPI, формально подводят к задачам без погружения в предмет, невосприимчивы к обучению.
💬 Какие манипуляции используют сотрудники: «Я не должен был знать это», «В мои обязанности это не входит», «От меня не требовалось большего».
Решение: юридическая обвязка системы контроля знаний и оценки персонала через аттестацию. Какой результат это даёт:
- Выстраивание прямой корреляции между зарплатой сотрудника и прохождением/непрохождением обучения или ассессмента
- До 30% рост эффективности работы персонала
- Сокращение скорости расставания с неэффективными сотрудниками до 3-х месяцев
Качественный документальный фонд даёт бизнесу возможность обезопасить компанию от манипуляций сотрудников. Работающие документы должны учитывать последние тенденции судебной практики, своевременно отражать все изменения в законодательстве, быть достаточно гибкими, чтобы не терять актуальность даже в случае изменения внутренних бизнес-процессов в компании. Не забывайте, что доверять составление документов лучше профессиональным юристам — это инвестиция в безопасность компании.
Сотрудник - это не просто ресурс, а часть команды. Если работник манипулирует, значит, что-то не так в системе мотивации...
Если так посмотреть - если у сотрудника всё хорошо, хороший коллектив, его всё устраивает, то он и работать должен нормально, но бывает так, что все условия для работы есть, а выполненных задач нет. Здесь нужно понять, что именно происходит и в случае, если это просто один сотрудник решил, что он самый незаменимый, то поскорее от него избавиться иначе пропадёт вся эффективность команды