Основные этапы эффективной стратегической сессии.
Анализ вашей и смежных отраслей. Например, вы производите двери, нужен анализ рынка дверей и рынка недвижимости. Т.к.рынок дверей напрямую зависит от рынка недвижимости.
Анализ работы компании по дирекциям. Лучше делать в разрезе минимум 5 лет. Во-первых, стратегические цели формулируются на 3-5 лет. Во-вторых, последние 5 лет были наполнены сильными внешними факторами, влияющим на бизнес. Ковид, удаленная работа и тд. В какой бы сфере вы не работали, это затронуло всех.
Представление видения собственника (основателя) компании. Чем больше конкретики, тем лучше. Мысли, цифры, направление развитие. Собственник не только задаст общий вектор мысли, но и может зарядить участников положительным настроем! Данный этап безусловно важен. В отсутствие собственника компании данную роль должен взять на себя директор, но предварительно проработав данный вопрос с собственником;
Этап обсуждения и формирования годовой цели, проверка на актуальность долгосрочных целей компании. Чем точнее и корректнее вы сформулируете цель, тем эффективнее дальше пойдет работа. Методы могут быть разные. Как правило, выбор метода связан со стилем управления лидера. При демократическом стиле - это дискуссия, мозговой штурм, метод Боно. При либеральном стиле - директор может передать полномочия стейкхолдерам сформулировать годовую цель в рамках стратегических 5-летних. При авторитарном стиле - директор единолично сформулирует ее. Все зависит только от традиций вашего бизнеса;
Этап формирования 3 - 5 OKR (ключевых результатов) на базе годовой цели. По ним вы сможете построить систему мониторинга и контроля;
Этап определение цифровых показателей. Часто это финансовые показатели: прибыль, EBITDa, средний чек, планы продаж в руб. и шт.;
Формулирование тактических задач. Участникам нужно ответить на вопрос - Что ваше подразделение должно сделать, чтобы компания достигла цели?;
Формулирование оперативными мероприятиями можно вынести за рамки стратегической сессии и делегировать руководителям ваших отделов. Проведя предварительно презентацию стратегических целей и тактических направлений для сотрудников. Это не только повысит их мотивацию, но и гарантирует их вовлеченность в достижение целей. Ведь исполнять задачи, которые составишь себе куда приятнее, чем задачи сверху;
Составление АНТИ - СТРАТЕГИИ вашими рядовыми сотрудниками. Задайте вопрос всем сотрудникам компании - Что нужно сделать, чтобы наша компания обанкротилась за неделю? Звучит страшно, понимаю. Но этот инструмент очень эффективен. Вы наглядно увидите свои слабые стороны, проблемы компании. И что тормозит ваш бизнес в развитие.
Анализ АНТИ - стратегии. Усиление стратегии компании устранением слабых сторон из анти - стратегии;
Завершающим этапом является защита стратегии перед основателем или Советом Директоров. Если все предыдущие этапы были проведены корректно, то проблем с защитой быть не будет.
Итого для проведения эффективной стратегической сессии требуется: качественно провести подготовку, знать и применять методологию самого процесса и формулирования целей, OKR, а также проработка каждого из этапов.
Следующим этапом идет бюджетирование. И если в декабре успешно защищена стратегия и бюджет, то в январе обязательно следует провести краткую выжимку в формате мини - презентации для сотрудников.
Понимание куда идет компания для сотрудников сейчас очень важно. Ушли те времена, когда сотрудник приходил на работу от зари до зари за заработную плату. Нематериальная мотивация очень важна. Это подтвердит любой специалист HR. Информированность убирает с сотрудников чувство тревоги, растет чувство безопасности. Это бесплатный, но эффективный способ мотивации. Пользуйтесь! Повышайте свои показатели! Формулируйте ваши цели верно! И достигайте их!
А вы уже защитили стратегию на следующий год?
В случае, если возникнут вопросы готова ответить в личных сообщениях.